Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Владимир во второй половине XIX - начале XX в. » Обучение и быт духовенства Виртуальный Владимир
отправить ссылку другу версия для печати  
Город Владимир
Путешествие по древним городам Владимирской земли
Старый Владимир
Old Russian Towns
Памятники архитектуры
Музеи
Музеи, экспозиции
Город Суздаль
История Суздаля
Герб суздаля
Архитектура Суздаля
Музеи Суздаля
Досуг и развлечения
Где поесть во Владимире
Где поспать во Владимире
Что можно посмотреть во Владимире
Где поесть в Суздале
Где поспать в Суздале
Что можно посмотреть в Суздале

...
Промышленная зона города. Огороды Муравкиных
Торговля и торговые заведения
Занятия и быт горожан
Благоустройство и планировка города
Административная часть города
Обучение и быт духовенства
Городские нравы
Город на рубеже веков
Плеяда владимирских архитекторов

Нынешний дом N8 по Музейной улице принадлежал священнику Благонравову. В 1910 году был выстроен большой кирпичный дом для причта владимирского Успенского собора (ныне - ул. Большая Московская, 49). А соседний дом N51 построен был в 50-е годы прошлого столетия для владимирской духовной консистории, размещавшейся вместе с владимирским епископом на территории Рождественского монастыря. В 60-е годы XIX столетия надвратная церковь этого монастыря, построенная в XVII столетии, как и примыкавшая к ней теплая Христорождественская церковь того же времени, были пере¬строены и приобрели вместе с консисторским домом тот вид, который сохраняется до настоящего времени.

Интересно, что во время больших церковных праздников эти здания освещались зажженными плошками с салом, устанавливавшимися на мостовой.

Характер восточной части старого города в значительной степени определяла Владимирская духовная семинария, располагавшаяся с 1750 года на территории Богородицкого монастыря. Количество учащихся семинарии в конце XVIII и середине XIX столетий доходила до тысячи человек. Большая часть выпускников становилась приходскими священниками, однако некоторые поступали в духовные академии, в медико-хирургическую академию и другие высшие учебные заведения. Образование во Владимирской семинарии было поставлено таким образом, что давало семинаристам самые разнообразные знания. Так, помимо богословия, изучения латинского и греческого языков, большое внимание уделялось русскому языку - синтаксису и грамматике. Пиитика давала возможность пробовать свои силы в стихосложении. Стихи были, как правило, религиозного содержания. Однако сочинялись оды, торжественные послания и шутливые сочинения.

Кроме пиитики, преподавалась риторика, философия, нотное пение, современные иностранные языки, например, немецкий, а также физика, арифметика, география. Выпускники владимирской духовной семинарии были разносторонне образованными людьми. Не случайно многие из них проявили себя в самых разных областях. Так, почти все владимирские краеведы, которым мы обязаны знаниями по истории края, как например, многолетний редактор «Владимирских губернских ведомостей» К.Н. Тихонравов, автор истории Боголюбова монастыря В. Доброхотов, а также В. Косаткин и В. Георгиевский, опубликовавшие интересные исследования по истории города Владимира, все они -выпускники Владимирской духовной семинарии. Наибольшую известность получил Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Будучи профессором Петербургской духовной семинарии, он был приглашен князем А.В. Куракиным на государственную службу, где проявил себя выдающимся реформатором. Это по его проекту в России учреждены были министерства. Его реформа правосудия предполагала гласность, публичность и независимость суда, введение института присяжных заседателей. Оклеветанный противниками реформ, Сперанский сначала был отправлен в ссылку, а затем назначен сначала Пензенским, а потом и Сибирским генерал-губернатором. Такова была его карьера при дворе Александра I.

А.С. Пушкин говорил М.М. Сперанскому: «Вы и Аракчеев стоите в дверях противуположных Александрова царствования, как гении зла и блага» (запись в дневнике А.С. Пушкина от 2 апреля 1834 г.). М.М. Сперанский вновь вернулся к государственной деятельности уже при Николае I. По его инициативе в России стал создаваться и издаваться «Полный свод законов Российской империи».

Возвращаясь вновь к Владимирской духовной семинарии, отметим, что существующие большие семинарские здания (ныне - дома N 102, 104 по улице Большая Московская) построены были лишь в 60-е годы XIX века. До этого времени катастрофически не хватало помещений для проживания семинаристов, которые жили на частных квартирах на близлежащих улицах.

Так, А.И. Виноградов, написавший историю владимирского Успенского собора, вспоминал, что в доме его родителей постоянно жили квартиранты-семинаристы, которые и питались вместе со всем семейством. Вечерами они вместе с его отцом-священником Троицкой церкви, разучивали и распевали церковные песнопения, а утром все дружно ходили к заутрене. Праздничная служба начиналась в церквах в 4 часа утра. Поэтому поднимались еще раньше и в темноте отправлялись на службу.


^ наверх

использованы материалы книги — спутника по древним городам Владимирской земли. Автор Н. Н. Воронин

Комментарии:

Оставить комментарий:
Имя или Ник:    Email:

Введите число, указанное на картинке: