Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Владимир во второй половине XIX - начале XX в. » Плеяда владимирских архитекторов |
...
Промышленная зона города. Огороды Муравкиных
Торговля и торговые заведения
Занятия и быт горожан
Благоустройство и планировка города
Административная часть города
Обучение и быт духовенства
Городские нравы
Город на рубеже веков
Плеяда владимирских архитекторов
В то же время во Владимире строится ряд авторских «стильных» сооружений. Так, в 80-90-х годах прошлого столетия во Владимире работали два воспитанника петербургской школы зодчества А.П. Афанасьев и И.А. Карабутов. Причем, первый исполнял должность архитектора, второй - инженера при реставрации Успенского собора. Сохранились прекрасные исполнительские чертежи, составленные при произ водстве работ. Вместе они вели строительство таких сооружений, как Михаило-Архангельский храм на Студеной горе, выстроенный в виде ротонды, но с элементами, заимствованными из древнерусской архитек туры. В готическом стиле выстроен был этими же архитекторами костел в бывшем Куткином переулке (ныне - ул. им. Гоголя).
В России в конце XIX - начале XX веков многие архитекторы в своем творчестве обращались к древним постройкам, как русским, так и западноевропейским. Архитектор А.П.Максимов стал автором проекта Мальцовского ремесленного училища. Это была первая постройка во Владимире, использующая элементы древнерусского узорочья. Так на Студеной Горе в 80-х годах XIX века появилось новое архитектурное сооружение (ныне там находится авиамеханический колледж).
На рубеже XIX-XX веков во Владимире трудился другой последователь русского стиля - Петр Беген. По его проекту построено было здание владимирского музея. Средства на его постройку собирала в течение ряда лет Владимирская ученая архивная комиссия. В отделке фасада этого здания были использованы подлинные изразцы XVII-XVIII веков из старинных домов города Гороховца.
Петр Беген в начале 900-х годов построил здание Родильного приюта во Владимире (ул. Спасская, 6). Сохранился и дом Бегена, построенный, вероятно, по его проекту на бывшей Троицкой улице (ныне - ул. им. Подбельского, 17), как и дом, принадлежавший когда-то Ивану Карабутову (ныне - ул. Кремлевская, 22).
В доме N1 на Годовой Горе жил еще один владимирский архитектор - Яков Ревякин, оставивший после себя такие замечательные постройки, как здание городской думы и Народного дома. Первое здание построено было в 1907 году (ныне - ул. Большая Московская, 54), в недавнее время там размещался Дворец пионеров. Здание перенасыщено деталями, выполненными из так называемого лекального кирпича в виде прямоугольных впадин - ширинок, кокошников, башенок и так далее.
В первом этаже располагались магазины, аренда которых давала городской казне определенный доход, например, продавали швейные машины фирмы «Зингер».
Еще ранее, а именно в 1904 году Яков Ревякин построил на бывшей Царицынской улице (ныне - ул. им. Гагарина, 7) Народный дом общества трезвости. Это здание в стиле модерн, о чем говорит характер наруж ного декора.
Постоянным соперником Ревякина был его помощник, архитектор С.М. Жаров, который в 1903 году закончил архитектурное отделение школы живописи и ваяния в Москве, затем в 1908 году продолжил свое образование в Академии художеств в Петербурге; в 1910 году назначен был помощником владимирского городского архитектора. Жил он в Москве, но на 3 дня в неделю выезжал во Владимир. По его проекту в 1910 году в конце Троицкого вала построено было здание яслей (ныне - ул. Комсомольская, 3), в 1911 году - городское училище имени А.С. Пушкина (ныне - Спортивный переулок, 2), в 1916 году - старообрядческая Троицкая церковь у Золотых ворот. Все эти постройки, особенно последняя, выдержаны в русском стиле.
А вот дом Петровского был им перестроен совсем в ином стиле, в нем разместился электротеатр «Ампир» (современный кинотеатр «Художественный»). Здесь архитектор С. Жаров использовал как элементы модерна, о чем говорят выделяющиеся на фасаде эркер и фронтон, так и отделку фасада и интерьера в стиле ампир с характерными для него лепными барельефами - фигурами воинов в античных одеждах. Особенно пышно украшен был зрительный зал, приведенный в первоначальный вид владимирскими реставраторами в конце 70-х годов нашего времени. В газете «Старый владимирец» за 10 февраля 1913 года был помещен восторженный отзыв о работе С.М. Жарова. Автор статьи назвал эту постройку лучшим зданием - стильным и красивым - не только в городе Владимире, но и во всей Владимирской губернии.
В 1911 году владельцы торгового дома «Бояринов и Кузнецов» решили перестроить свои лавки в передней линии торговых рядов. Ревякин и Жаров представили свои предложения. Владельцы торговых помещений предпочли проект С. Жарова. Так появился в торговых рядах магазин (бывший магазин N4 горпромторга, ныне - секция «Галантерея. Трикотаж» ТОО «Торговые ряды»), который владимирцы называют «кирпичиками» - из-за глазурованных кирпичей в отделке фасада. В 1914 году владелец угловой лавки по Царицынской улице В.А. Петровский тоже перестроил свои торговые помещения по проекту Жарова. Из-за круглой башни, украшенной барельефами, владимирцы называли этот магазин «круглым ГУМом» (ныне ул. Гагарина, 1).
По этому поводу исследователь русской провинциальной архитектуры К.К. Лукомской писал с горечью в 1916 году, что во Владимире портят древние торговые ряды, перестраивая их в новом вкусе.
В те же годы во Владимире возводились интересные постройки по проектам московских архитекторов: П.А.Виноградова - здание Реального училища у Золотых ворот - 1908 год (ныне - одно из зданий Государственного педагогического университета), Л. Шерера - больница Красного Креста. Больница эта стала сооружаться в честь 300-летия царствования дома Романовых, которое отмечалось в 1913 году. Инициатором ее возведения стала Георгиевская община сестер милосер дия общества Красного Креста во Владимире. С этой целью начался сбор пожертвований. К сентябрю 1914 года собрано было около 114 тысяч рублей. Автором проекта стал владимирский епархиальный архитектор Леонид Михайлович Шерер, приехавший из Москвы.
К сожалению, нам неизвестно, по чьему проекту в 1910 году был перестроен купеческий особняк XVI11 века в стиле модерн - ныне дом N44 но ул. Большая Московская. Характерный вид оконных наличников, декор фасада в виде вьющихся растений делают это здание весьма примечательным, как и перестроенный в том же стиле дом купца Шмырова (ныне - ул. Большая Московская, 6). Здесь использован излюбленный для этого стиля мотив женских масок. В доме располагал ся в начале нашего столетия электротеатр «Модерн», что отвечало характеру его отделки. В том же стиле был перестроен дом N4 по ул. Ильича, принадлежавший Философову. К сожалению, мало сохрани лось деревянных сооружений, возведенных в это время в русском стиле. В этом отношении совершенно уникален бывший Куткин переулок, почти не сохранившийся до нашего времени. Так, дом N4 по этому переулку построен был с кровлями в виде бочек, он имел интересное резное убранство фасада. Рядом стоял дом с характерным для модерна абрисом конструкций деревянной террасы. Последние очень распространены были во Владимире (не сохранились).
Большой интерес представляет дом N12 по улице Троицкой (снесен), построенный крестьянином Бубновым в 1902 году. Значительная часть его богатейшего резного убранства пострадала во время пожара 1980 года.
Несомненную ценность имеют деревянные постройки в стиле «ропет» - такой псевдоним взял себе основатель этого стиля архитектор И. Петров. Он смело вводил элементы народного творчества в виде пропильной резьбы, использовав ее в качестве декоративного убранства фасада, наличников, карниза и т.д. Таких построек возведено было в те годы во Владимире множество. К сожалению, большинство из них разрушено было в недавнее время, например, дом N 13 по улице им. Менделеева. Часть таких домов сохранилась в бывшей Солдатской слободе, особенно на современной Садовой улице, а также в бывшей Стрелецкой слободе (например, ул. Стрелецкая, 20), на Летнеперевозинской улице (дома N18, 20).
Завершим на этом путешествие по старому Владимиру, и пусть нельзя вернуться в прошлое, но его, по возможности, надо сохранить и в памяти нашей, и в постройках.
Итак, к 1917 году город Владимир имел 119 улиц и 47 тысяч жителей. Количество последних стало увеличиваться в 1914 году, когда в город хлынули потоки беженцев, раненых, эвакуированных из западных губерний России, охваченных боевыми действиями первой мировой войны. Расселение этих людей создало хаос в городском жилищном фонде.
А после революции 1917 года началась муниципализация и экспроприация бывших доходных домов, переселение в них малоимущих граждан из подвалов и других неудобных помещений.
За 80 с лишним лет после революции Владимир разросся - в нем насчитывается свыше 500 улиц, более 300 000 жителей, причем большая часть их переселилась сюда из близлежащих сел и других городов.
Исторический центр города - в пределах валов XII века - составляет лишь 2% его территории. И тем не менее, здесь сосредоточены наиболее древние и интересные постройки, представляющие историческую и архитектурную ценность. Здесь сохранилась интересная планировка городских улиц и кварталов - все то, что составляет своеобразие города Владимира и что ни в коем случае нельзя потерять, пусть даже из самых благих побуждений.
Комментарии:
Оставить комментарий: