Виртуальный Владимир » Город Владимир » Путешествие по древним городам Владимирской земли » Суздаль » По памятникам города » Ризположенский монастырь | ![]() |
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
Перспективу Старой улицы замыкают стоящие за овражком белые Святые ворота занимающего высшую точку города Ризположенского монастыря и свидетельствующие о понимании суздальскими мастерами широкой архитектурной композиции и связи каждой постройки с окружающими зданиями и пространством города.
В огромном большинстве случаев памятники древнерусского зодчества, подобно произведениям народной поэзии, безымянны. Как сказители былин, перенимавшие свое искусство «с голоса» предшественников и учителей, совершенствовавшие или видоизменявшие это искусство, так и древнерусские зодчие учились у своих отцов и дедов, на «образцах» их творчества. Корни архитектурного мастерства уходили в глубь веков, оно росло, развивалось и осознавалось как коллективное творчество поколений. Лишь в XVII столетии, в пору начавшегося разложения феодализма, мы чаще и чаще встречаем имена зодчих, свидетельствующие о признании самодовлеющей ценности и значения творческой личности. Архитектура Суздаля дольше, чем в других больших городах, жила в условиях старозаветного быта и традиций и даже постройки XVIII века не имеют авторских приурочении. Но от конца XVII столетия до нас дошли имена трех, почти всегда работавших вместе зодчих — Ивана Мамина, Андрея Шмакова и Ивана Грязнова. Они известны нам по постройкам Ризположенского монастыря и, возможно, принадлежали к числу его крепостных людей.
Оставить комментарий: