Виртуальный Владимир » Город Владимир » Путешествие по древним городам Владимирской земли » Суздаль » По памятникам города » Колокольня и Архиерейские палаты | ![]() |
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
![](/Theme/virtvlad/img/p_pn.gif)
В 1635 году против южного фасада собора архиепископ Серапион строит огромный шатровый столп соборной колокольни, вмещающей в нижнем ярусе небольшую церковь. В отличие от многих других суздальских сооружений этого типа могучий и суровый восьмигранник колокольни с лопатками на углах как бы вырастает непосредственно из земли. Шатер, подобно крепостной башне, имеет пологий выступ кровли — «полицу» — в основании. Высокий и внушительный силуэт здания прекрасно гармонировал с величественным объемом собора, усиливая роль кремлевского центра в разросшемся и усложнившемся городском ансамбле XVII века. На колокольне в конце XVII века были установлены часы, которые отбивали не только каждый час — до недавнего времени над городом каждую минуту звенел серебряный голос маленького колокола…
Уже в сообщениях источников о городском пожаре 1577 года упоминается о каменных Архиерейских палатах около собора. Теперь они представляют исключительно сложный комплекс, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий (илл. 70). Как показали исследования А. Д. Варганова, древнейшей в его составе является угловая юго-восточная часть — епископские палаты конца XV века. На месте северного крыла корпуса против западного портала собора в XVI веке стояла церковь Ивана Богослова (1528). В 1559 году к западу от палат была построена домовая церковь с трапезной палатой епископа, с живописной галереей паперти и редким в строительстве средней России восьмискатным пофронтонным покрытием, напоминающим новгородско-псковские храмы XIV—XV веков. В конце XVII века старые здания епископского двора XVI столетия вошли в состав новых, более обширных Архиерейских палат, построенных суздальским митрополитом Илларионом (1682—1707). Основной корпус палат, обращенный своим фасадом с широкими окнами, обрамленными разнообразными наличниками, в соборный двор, был тесно связан с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. Главный вход в палаты, отмеченный коническим шатриком, крытым бирюзово-зеленой черепицей, помещается на оси западного портала собора. Отсюда два торжественных широких лестничных марша вводят в обширные сени, пройдя которые посетитель попадал в огромный бесстолпный зал Крестовой палаты — главное парадное помещение второго этажа митрополичьего дворца (своды зала разобраны в 1874 г.). За ним располагался ряд комнат различного бытового назначения. Нижний сводчатый этаж занимали разнообразные службы двора, складские и хозяйственные помещения. В XVIII веке трапезная епископская церковь была объединена с основным корпусом палат. Чтобы представить себе их первоначальный облик, следует дополнить его высокими четырехскатными кровлями — «колпаками», создававшими его живописность, тогда как существующая плоская кровля придает ему несколько казарменный вид. Большие исследовательские и реставрационные работы, проведенные до 1951 года по Архиерейским палатам, позволили А. Д. Варганову дать проект их реконструкции (илл. 71).
Следует вспомнить и об исчезнувших элементах соборного ансамбля. Колокольня связывалась со вторым этажом палат галереей на кирпичных столбах. От этого перехода сохранился портал у юго-восточного угла палат. Галерея огибала колокольню с запада и севера и вела в маленькую домовую митрополичью церковку Благовещения, пристроенную у колокольни. На соборную площадь с галереи спускалось убранное ширинками и изразцами высокое крыльцо, поставленное по оси южного портала собора. Таким образом, зодчие XVII века создавали свои постройки, постоянно связывая их с древним собором, мысля их как части единого согласованного ансамбля. В самом принципе соединения отдельных зданий поднятыми на столбах галереями и переходами звучала многовековая традиция русского «хоромного строения», один из древнейших образцов которого мы видели в Боголюбовском дворце XII века.
Теперь пройдем на северный вал кремля, откуда хорошо видна панорама города и его отдельные памятники.
Оставить комментарий: