Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Город Владимир в XIX в. » Застройка центральной части города Виртуальный Владимир
отправить ссылку другу версия для печати  
Город Владимир
Путешествие по древним городам Владимирской земли
Старый Владимир
Old Russian Towns
Памятники архитектуры
Музеи
Музеи, экспозиции
Город Суздаль
История Суздаля
Герб суздаля
Архитектура Суздаля
Музеи Суздаля
Досуг и развлечения
Где поесть во Владимире
Где поспать во Владимире
Что можно посмотреть во Владимире
Где поесть в Суздале
Где поспать в Суздале
Что можно посмотреть в Суздале

...
Застройка центральной части города
Архитектор Евграф Петров и его работы
Дом с мезонином - характерная примета времени
Быт и занятия горожан
Изменение архитектурного облика города
Благоустройство города

Крытая галерея гостиного двора, занявшая значительную часть центральной улицы, завершила ее архитектурное оформление. Ритм был поддержан колоннадами отдельных зданий на этой же стороне улицы, выстроенных в стиле классицизма. Классический портик, помнившийся у церкви Николы Златовратского, перекликался с элементами классической отделки фасада дома Дюнанта (ныне - ул. Большая Московская, 3), классической колоннадой дома дворянского собрания и мужской гимназии (ныне - ул. Большая Московская, 35).

В первой четверти XIX столетия во Владимире стали перестраиваться некоторые каменные дома, построенные по центральной улице по образцовым проектам. Слева от Золотых ворот, если идти от них по центральной улице, в начале XIX века находился каменный дом купца Косухина. В 1816 году на этом месте был вновь отстроеп каменный дом с деревянным оштукатуренным мезонином владимирского вице-губер натора статского советника Андриана Егоровича Дюнанта (ныне ул. Большая Московская, 1). Следующий дом (N3) тоже был построен Дюнантом на месте каменного дома купца Макарычева и деревянного -купца Гордеева.

Дом N 3 был отделан с большей пышностью и с элементами классического стиля, о чем сообщалось в его описании, сделанном в 1822 году: «Дом в 2-х этажах по переднему фасу и со двора антресолями... со всех сторон выштукатурен, с переднего фаса шесть пилястр, капители лепной работы ионического ордера, во фронтоне герб лепной, балкон на шести кронштейнах из сортового железа... обштукатурены... с... плитами лепной работы над двумя окнами лепной работы восемь кронштейнов, которые поддерживаются фронтом... с улицы у дому восемь столбов из белого камня с протянутыми железными цепями...», которые, по всей вероятности, не позволяли экипажам подъезжать близко к дому.

Парадное крыльцо «из белого камня о трех ступенях вело через филенчатые двери в теплые сени. Оттуда по парадной деревянной лестнице "с балюстратом и поручнями" можно было попасть в покои верхнего этажа, часть из которых имела расписные потолки и стены. В частности, в парадном зале был расписан потолок - плафон живописной работы, здесь же устроены были хоры - «на кронштейнах железных, которые обшиты досками, выштукатурены и обделаны лепною работою». Паркетные полы, дубовые рамы в окнах, медные, под золото, приборы в окнах и филенчатых столярной работы дверях, печи из красных изразцов, производившихся, по всей вероятности, местными прими, все это - непременные атрибуты убранства богатого, в данном случае дворянского, особняка.

Под стать ему отделан был и дом владимирского дворянского собрания (ныне ул. Большая Московская, 35). История его постройки такова. В 1820 году с торгов был приобретен каменный двухэтажный дом купца Петровского, а в 1825 году по проекту московского архитектора Дрегалова началась его перестройка. Все строительные работы за год выполнил подрядчик Асаф Зимин - купеческий сын из села Гаврилов Посад Суздальского уезда. В апреле 1826 года московский мастер Иван Емельянов был приглашен делать лепные работы. Им были выполнены «герб и медальон во фронтоне здания, 12 капителей ионического ордера в классическом портике»; лепниной были украшены металлические основы четырех кронштейнов под балконы и т.д. В интерьере же этот мастер оформлял 6 капителей дорического ордера "в парадных сенях", лепной карниз и 8 кронштейнов под хоры в зале собраний. Московский живописец Киселев в этом же зале «во впадинах писал барельефы», расписывал плафон в гостиной и парадных сенях, исполнял другие живописные работы. Иностранцу Греппе заказана была мебель красного дерева: два дивана, две дюжины кресел, обитых "палевою бомбою" - так называлась старинная шерстяная обивочная ткань. Кстати, драпировкой из разноцветной тафты отделывались стены других парадных комнат дома дворянского собрания.

Архитектор Дрегалов и в последующие времена не оставлял без внимания дом владимирского дворянства: в 1839 году он составлял смету на окраску фасада «светлопалевым колером на извести». В документах 50-х годов XIX века сообщалось, что фасад дворянского дома окрашен розовой краской.

В 1840 году тот же архитектор Дрегалов предлагал заменить деревянную парадную лестницу, ведущую из парадных сеней на второй этаж дома, белокаменной, с железной решеткой и такими же тумбами, "с разными украшениями из меди, через огонь вызолоченными».

Прекрасная отделка интерьеров, а также ярко выраженные стилевые особенности фасада позволили Г.К.Лукомскому, автору книги "Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства", изданной в 1916 году, назвать здание владимирского дворянского собрания одним из лучших в русской провинции.


^ наверх

использованы материалы книги — спутника по древним городам Владимирской земли. Автор Н. Н. Воронин

Комментарии:

Оставить комментарий:
Имя или Ник:    Email:

Введите число, указанное на картинке: