Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Город Владимир в XII-XIII вв. » Возведение храмов, монастырей |
...
Основание города
Городские укрепления, ворота
Возведение храмов, монастырей
Татаро-монгольское нашествие
Так, в 1158-1160 гг. в Печернем городе выстроен был собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Это был одноглавый белокаменный храм, украшенный с невероятной пышностью, о чем свидетельствовало использование золота в отделке собора - «золотоверхий» собор имел позолоченную главу, позолоченной медью украшены были колонки аркатурно-колончатого пояса, впервые появившегося в постройках Андрея Боголюбского. Не только интерьеры, но и фасады были украшены фресковой живописью. Фрагмент ее можно увидеть в северной галерее собора. В 1187-1189 годах собор был перестроен и расширен после пожара, по заказу великого владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо - брага Андрея Боголюбского. Собор стал пятиглавым. Полагают, что при Всеволоде III перенесены были на фасады Успенского собора и фрагменты белокаменных резных композиций, которые тоже впервые появились в постройках времени Андрея Боголюбского.
Сооружения конца XII -начала XIII веков поражают богатством декоративного убранства, обилием резных белокаменных рельефов. Так, большая часть стен западного, северного и южного фасадов владимирского Дмитриевского собора, построенного при дворе великого владимирского князя Всеволода III в 1194-1197 годах, покрыта изображениями растений и животных, в том числе таких фантастических, как грифон. Есть здесь и сцены охоты, и мчащиеся во весь опор всадники - символы великокняжеской власти, а также изображения святых. На этих же фасадах - царь Давид - псалмопевец, на южном -излюбленный в средневековье сюжет - вознесение Александра Македонского. На северном фасаде, в левом прясле, или части, на которые делится стена собора, под закомарой, повторяющей сводчатое перекрытие храма, изображение, как полагают, самого князя Всеволода III с ребенком на коленях и коленопреклоненными подданными.
Здесь же, на северном фасаде в правом прясле сохранился фрагмент аркатурно-колончатого пояса XII века, закрытого в древности лестничной башней, ведшей на хоры собора. В интерьере его, помимо фресковой живописи XII века примечательны четыре столба-пилона, на которых покоится барабан. Такие постройки назывались четырехстолпными, крестовокупольными.
Очевидно, такую же конструкцию имел и Рождественский собор одноименного монастыря, основанного в конце XII столетия в юго-восточной стороне Печернего города. Рождественский монастырь во Владимире считался первым на Руси, уступив со временем это первенство лишь Троице-Сергиевой Лавре. Рождественский собор XII века был разобран в 30-е годы нашего времени.
В северо-западной части города на берегу реки Лыбеди в 1200-1201 годах построен был Успенский Княгинин монастырь для ушедшей в него первой супруги Всеволода III Марии Шварновны. Главный монастырский храм - одноглавый собор Успения Богородицы - был возведен из тонкого кирпича-плинфы в технике, которую принесли с собой Переселенцы из Киева.
Недалеко от Княгинина монастыря находился деревянный Козьмо-демьянский монастырь. На этом месте в XVIII веке построена Никитская церковь. В восточной части города появился впоследствии Зачатьевский монастырь. Там, где он находился, сохранился маленький участок насыпного Зачатьевского вала XII в. (восточнее стадиона «Лыбедь»). И один монастырь, тоже Успения Богородицы, возник в этой части Владимира, за современными домами N 102-104 по улице III Интернационала. Как правило, во многих русских землях монастыри строились на подступах к городу, играя роль форпостов. Во Владимире тоже был такой монастырь - Вознесенский, располагавшийся на высоком холме, куда ведет сейчас Вознесенская улица. Однако большинство владимирских монастырей находилось внутри городских стен, как и городской посад. Объясняется это наличием резервных территорий внутри города, который строился как бы «на вырост». Не случайно значительные площади его заняты были садами и огородами.
Большая часть городских построек возводилась из дерева, поэтому часто возникали пожары. В 1185 году во время очередного пожара, как сообщала летопись, «погорело мало не весь град, церквей сгорело числом 32».
В 1199 году сгорело 16 церквей и почти половина города, впрочем, городом, «городьбой», назывались иногда деревянные укрепления Но и жилые дома страдали не меньше. Так, во время пожара 1213 года сгорело 200 домов. Если учесть, что в XVII столетии, когда город вышел за пределы валов XII века и вокруг него появились слободы, насчитывалось всего 400 домов, то для XIII века это едва ли не вся жилая городская застройка.
Город Владимир издавна населен был ремесленниками «каменосеч цами древоделами». О великом владимирском князе Андрее Боголюбском говаривали, что он «...купцов хитрих, рукодельников и ремесленников всяких населил» во Владимире. Сюда же приезжали торговые гости из других русских земель, а также от камских болгар, «от латин», из Царьграда, еврейские и арабские купцы.
Германский император Фридрих Барбароссa прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров - каменщиков, когда последний пригласил к себе мастеров со всех земель. А вот его брат Всеволод III Большое Гнездо уже не «звал мастеров от немец». Своих было доcтаточно. И только татаро-монгольское нашествие приостановило на несколько веков поступательное развитие хозяйства и культуры Руси.
Комментарии:
Оставить комментарий: