Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Город Владимир в XII-XIII вв. » Возведение храмов, монастырей Виртуальный Владимир
отправить ссылку другу версия для печати  
Город Владимир
Путешествие по древним городам Владимирской земли
Старый Владимир
Old Russian Towns
Памятники архитектуры
Музеи
Музеи, экспозиции
Город Суздаль
История Суздаля
Герб суздаля
Архитектура Суздаля
Музеи Суздаля
Досуг и развлечения
Где поесть во Владимире
Где поспать во Владимире
Что можно посмотреть во Владимире
Где поесть в Суздале
Где поспать в Суздале
Что можно посмотреть в Суздале

...
Основание города
Городские укрепления, ворота
Возведение храмов, монастырей
Татаро-монгольское нашествие

Так, в 1158-1160 гг. в Печернем городе выстроен был собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Это был одноглавый белокаменный храм, украшенный с невероятной пышностью, о чем свидетельствовало использование золота в отделке собора - «золотоверхий» собор имел позолоченную главу, позолоченной медью украшены были колонки аркатурно-колончатого пояса, впервые появившегося в постройках Андрея Боголюбского. Не только интерьеры, но и фасады были украшены фресковой живописью. Фрагмент ее можно увидеть в северной галерее собора. В 1187-1189 годах собор был перестроен и расширен после пожара, по заказу великого владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо - брага Андрея Боголюбского. Собор стал пятиглавым. Полагают, что при Всеволоде III перенесены были на фасады Успенского собора и фрагменты белокаменных резных композиций, которые тоже впервые появились в постройках времени Андрея Боголюбского.

Сооружения конца XII -начала XIII веков поражают богатством декоративного убранства, обилием резных белокаменных рельефов. Так, большая часть стен западного, северного и южного фасадов владимирского Дмитриевского собора, построенного при дворе великого владимирского князя Всеволода III в 1194-1197 годах, покрыта изображениями растений и животных, в том числе таких фантастических, как грифон. Есть здесь и сцены охоты, и мчащиеся во весь опор всадники - символы великокняжеской власти, а также изображения святых. На этих же фасадах - царь Давид - псалмопевец, на южном -излюбленный в средневековье сюжет - вознесение Александра Македонского. На северном фасаде, в левом прясле, или части, на которые делится стена собора, под закомарой, повторяющей сводчатое перекрытие храма, изображение, как полагают, самого князя Всеволода III с ребенком на коленях и коленопреклоненными подданными.

Здесь же, на северном фасаде в правом прясле сохранился фрагмент аркатурно-колончатого пояса XII века, закрытого в древности лестничной башней, ведшей на хоры собора. В интерьере его, помимо фресковой живописи XII века примечательны четыре столба-пилона, на которых покоится барабан. Такие постройки назывались четырехстолпными, крестовокупольными.

Очевидно, такую же конструкцию имел и Рождественский собор одноименного монастыря, основанного в конце XII столетия в юго-восточной стороне Печернего города. Рождественский монастырь во Владимире считался первым на Руси, уступив со временем это первенство лишь Троице-Сергиевой Лавре. Рождественский собор XII века был разобран в 30-е годы нашего времени.

В северо-западной части города на берегу реки Лыбеди в 1200-1201 годах построен был Успенский Княгинин монастырь для ушедшей в него первой супруги Всеволода III Марии Шварновны. Главный монастырский храм - одноглавый собор Успения Богородицы - был возведен из тонкого кирпича-плинфы в технике, которую принесли с собой Переселенцы из Киева.

Недалеко от Княгинина монастыря находился деревянный Козьмо-демьянский монастырь. На этом месте в XVIII веке построена Никитская церковь. В восточной части города появился впоследствии Зачатьевский монастырь. Там, где он находился, сохранился маленький участок насыпного Зачатьевского вала XII в. (восточнее стадиона «Лыбедь»). И один монастырь, тоже Успения Богородицы, возник в этой части Владимира, за современными домами N 102-104 по улице III Интернационала. Как правило, во многих русских землях монастыри строились на подступах к городу, играя роль форпостов. Во Владимире тоже был такой монастырь - Вознесенский, располагавшийся на высоком холме, куда ведет сейчас Вознесенская улица. Однако большинство владимирских монастырей находилось внутри городских стен, как и городской посад. Объясняется это наличием резервных территорий внутри города, который строился как бы «на вырост». Не случайно значительные площади его заняты были садами и огородами.

Большая часть городских построек возводилась из дерева, поэтому часто возникали пожары. В 1185 году во время очередного пожара, как сообщала летопись, «погорело мало не весь град, церквей сгорело числом 32».

В 1199 году сгорело 16 церквей и почти половина города, впрочем, городом, «городьбой», назывались иногда деревянные укрепления Но и жилые дома страдали не меньше. Так, во время пожара 1213 года сгорело 200 домов. Если учесть, что в XVII столетии, когда город вышел за пределы валов XII века и вокруг него появились слободы, насчитывалось всего 400 домов, то для XIII века это едва ли не вся жилая городская застройка.

Город Владимир издавна населен был ремесленниками «каменосеч цами древоделами». О великом владимирском князе Андрее Боголюбском говаривали, что он «...купцов хитрих, рукодельников и ремесленников всяких населил» во Владимире. Сюда же приезжали торговые гости из других русских земель, а также от камских болгар, «от латин», из Царьграда, еврейские и арабские купцы.

Германский император Фридрих Барбароссa прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров - каменщиков, когда последний пригласил к себе мастеров со всех земель. А вот его брат Всеволод III Большое Гнездо уже не «звал мастеров от немец». Своих было доcтаточно. И только татаро-монгольское нашествие приостановило на несколько веков поступательное развитие хозяйства и культуры Руси.


^ наверх

использованы материалы книги — спутника по древним городам Владимирской земли. Автор Н. Н. Воронин

Комментарии:

Оставить комментарий:
Имя или Ник:    Email:

Введите число, указанное на картинке: