Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Город Владимир в XII-XIII вв. » Городские укрепления, ворота Виртуальный Владимир
отправить ссылку другу версия для печати  
Город Владимир
Путешествие по древним городам Владимирской земли
Старый Владимир
Old Russian Towns
Памятники архитектуры
Музеи
Музеи, экспозиции
Город Суздаль
История Суздаля
Герб суздаля
Архитектура Суздаля
Музеи Суздаля
Досуг и развлечения
Где поесть во Владимире
Где поспать во Владимире
Что можно посмотреть во Владимире
Где поесть в Суздале
Где поспать в Суздале
Что можно посмотреть в Суздале

...
Основание города
Городские укрепления, ворота
Возведение храмов, монастырей
Татаро-монгольское нашествие

В XII веке периметр укреплений города Владимира достигал 7 км., в то время, как аналогичные укрепления Новгорода составляли 6,1 км., а Киева - 4,6 км.

К Печернему присоединился с запада так называемый «Новый» город. Его границы - от Золотых ворот до моста через ров на западной границе Мономахова города, а с юга и севера - берега Клязьмы и Лыбеди. Восточная часть впоследствии получила название «Ветшаного» города, когда его укрепления обветшали и уже не возобновлялись, что произошло в XVII столетии. Эта часть города начиналась от моста, соединявшего ее с центральной частью, так называемым Мономаховым городом - у стены Рождественского монастыря. Впоследствии древний ров и мост через него были засыпаны. Восточная окраина города ограничена была руслом реки Лыбеди (перед современной площадью имени Фрунзе), которая впоследствии была включена в коллектор, и ничто уже не напоминает прежнюю топографию этого места. Северная и южная границы определялись берегами рек Лыбеди и Клязьмы.

Таким образом, возникла трехчастная система построения древнего города Владимира, составляющая его планировочную особенность. Все три части объединяла центральная улица - главная ось, благодаря которой город приобрел так называемую линейную планировку.

Высота насыпного вала, от которого сохранился небольшой фрагмент под названием Козлов вал (так он стал называться с XVIII века по имени купца Козлова, который приобрел прилегающую к нему территорию), в древности равнялась примерно 9 метрам. Поверх насыпных валов по всему периметру города устроены были деревянные рубленые стены в виде четырехугольных колодцев, засыпанных землей.

Высокие берега Лыбеди и Клязьмы, а также сами эти реки служили дополнительной преградой на пути к городу, а там, где рельеф города равнинный, были вырыты рвы, заполненные водой.

Интересно, что даже в XVIII столетии сохранялся небольшой участок этого рва западнее Козлова вала - на планах этого времени он назван «Карловой лужей». В начале XX столетия был засыпан еще один остаток такого рва, который находился на Никитской улице. Он назывался Театральным прудом, поскольку на месте современного здания Педагогического университета у Золотых ворот находился в XIX веке деревянный театр, и остаток вала XII века, сохранявшийся в то время с северной стороны Золотых ворот, тоже назывался Театральным.

Что касается самих Золотых ворот, построенных в 1164 году, то они играли довольно важную роль как в системе оборонительных сооружений города, так и в качестве парадного въезда в него. Название Золотых ворот, вероятно, указывало на их ведущую роль в системе городских укреплений. Возможно, оно принесено было переселенцами из Киева, однако, вполне вероятно, что лубовые створы ворот были окованы листами золоченой меди, как это принято было в те времена. Очевидно, этим объясняется и их название. Золотые ворота были построены из белого камня - известняка методом так называемой полубутовой кладки, когда из камня возводились две параллельные стены, а промежуток между ними заполнялся щебнем и заливался известковым раствором. Именно так возводились и все другие белокаменные постройки ХП-ХШ веков.

Сохранился основной объем этого оборонительного сооружения в виде двух мощных стен, между которыми - высокий пролет со сводчатым перекрытием. Этот пролет на середине высоты соединен арочной перемычкой, на уровне которой находилась, вероятно, первая боевая площадка, а верхняя боевая площадка была на уровне современных окон. Попасть на эти площадки можно было по белокаменной четнице, устроенной в толще южной стены. На верхней боевой площадке разместилась надвратная Ризоположенская церковь, тоже некогда белокаменная, но перестроенная в XVII веке из кирпича. Кирпичом надстроена была и верхняя боевая площадка; также из кирпича выстроены были в XVIII веке боковые башни, в которых скрыты контрфорсы, поддерживающие древние стены Золотых ворот, после того, как были срыты вплотную примыкавшие к ним валы.

На восточной границе города находились Серебряные ворота, через которые шла дорога на Боголюбово, а затем - в Нижний Новгород. Неизвестно, из какого материала они были построены, как неизвестно и точное их местоположение. Дело в том, что современное направление центральной улицы в этой части города (перед площадью им. Фрунзе) появилось лишь в 1836 году, когда прокладывали линию Московско-Нижегородского шоссе. Эту линию провели "обывательскими огородами" и разрыли для этого сохранявшийся еще вал XII века. Старая дорогa, в конце которой находились Серебряные ворота, осталась справа от современного направления улицы им. Фрунзе - там сейчас стоят новые многоэтажные дома. Однако еще в 70-е годы XX века, когда сохранялась старая застройка, здесь находился небольшой одноэтажный дом отставного рядового Шера, который в 1882 году просил владимирскую городскую управу отдать ему под усадьбу «городскую пустопорожнюю землю, лежавшую под бывшею Нижегородскою дорогою» и находившуюся позади его дома. Очевидно, это и было древнее направление улицы, которая вела к Серебряным воротам. Строительство в этом месте домов, котельной и других сооружений без должного археологического исследования, по-видимому, навсегда уничтожило все остатки Серебряных ворот.

Существовало еще три выезда из города: Волжские ворота, находившиеся у моста через Клязьму, вели в Муром; Медные ворота - в Суздаль - они находились в конце Ивановского спуска (ныне улица Ивановская). От бывшей Суздальской дороги сохранился небольшой участок под названием Суздальской улицы. На Юрьев-Польской вела дорога от Ирининых (или Орининых) ворот, выводивших на современную улицу им. Горького.

Внутри города XII века было еще двое ворот - Торговые - у одноименного моста, соединявшего западную часть города с центральной (этот мост восстановлен в 1958 году), и Ивановские - у моста с таким названием, соединявшим Печерний город с восточной частью (Ивановский мост находился за Рождественским монастырем по современной улице III Интернационала).

Недалеко от Золотых ворот, на Спасской улице, на месте более поздних церквей - Спасо-Преображенской и Никольской, входивших в состав Спасо-Златовратского монастыря, находился в XII веке, как полагают, двор великого владимирского князя Андрея Боголюбовского, начавшего строительство во Владимире с храма.


^ наверх

использованы материалы книги — спутника по древним городам Владимирской земли. Автор Н. Н. Воронин

Комментарии:

Оставить комментарий:
Имя или Ник:    Email:

Введите число, указанное на картинке: