Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Возобновление строительства в XV-XVII вв. » Пригородные слободы |
...
Городские слободы
Первые кирпичные постройки
Торговля и ремесло в XVII в.
Пригородные слободы
Если в XVI столетии царские воеводы строго следили за тем, чтобы стрельцы жили только в своей Стрелецкой слободе, а пушкари - в Пушкарской Гатиловой, то к XVII столетию этот порядок был нарушен: "Да в той же Гатиловой слободе... дворы и места дворовые за володимерскими пушкарями смешаны со стрелецкими дворами и с дворовыми месты, чрез двор и чрез место. И всего в Старой, Гатиловой и в Красной горе слободах: месо дворовое сотничье да три двора десятников да 27 дворов рядовых стрельцов, а людей в них детей и братий и племянников и сосед и подсоседников и захребетников 57 человек". Как видно, количество стрельцом и пушкарей значительно уменьшилось -теперь уже в их услугах государство не так нуждалось, однако по-прежнему они владели отведенными прежде землями и угодьями, а также лавочными местами в центре юрода. Так, в 1626 году упоминался «внутри города полок стрельца Исачки Агапьева, да за торговыми воротами в осыпи харчевня стрельца Пашки Панкратова, изба квасная стрельца Тимошки Иванова с товарищи 32 человек...».
В Гатиловой слободе находилась церковь «Николы Чудотворца Воинского... с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения...».
Деревянная церковь Николы Мокрого по документам XV столетия располагалась «в Галее». Потом здесь появится Николо-Галейская церковь - на месте древней пристани, куда ведет Летнеперевозинская улица.
Местоположение Гончарной слободы определялось в документах XVII столетия следующим образом - "в лохани" - так своеобразно определена топография этого места, где в настоящее время располагается Старо-Гончарная улица и переулок того же названия.
Жители этой слободы - каменщики и кирпичники – по-прежнему должны были в качестве натуральной повинности поставлять кирпич и принимать участие в строительстве крепостей и других сооружений.
Поскольку государственного жалованья им не полагалось, за ними закреплялись дворовые и огородные места с землею, а также пашни и сенные покосы. В то же время, как писал в 1687 году владимирскому воеводе Андрею Мартухину земский староста Федька Хмылов, "владеют де в Володимере володимерские кирпичники Васька Перин да Дениско Щибров с товарищи в сапожном и в калачном ряду шестью шалашами и в платежных де книгах положено на те их лавки и шалаши оброку всего двадцать девять алтын две деньги», которые они отказываются платить, ссылаясь на царские жалованные грамоты, которые освобождали их от государственных податей, Недовольные таким положением посадские люди «их огородною землею завладели насильством, их лен сжали, свезли и огурцы и капусту и всякий овощ потолочили и потравили гряд с сорок да хмельнику поломали..."
Впервые в документах 1626 года дается описание сторожевых слобод, принадлежавших владимирским Успенскому и Дмитриевскому соборам: «На посаде ж за Быковкою Пречистые Богородицы соборные протопопа Федора с братьею слоботка сторожевская да слоботка Воронцова, а в них 46 дворов, а людей в них 48 человек... да 2 места пустых... За Быковкою-ж в Лопатниче слоботке Дмитрия Селунсково попов, крестьян и бобылей на церковной на Дмитровской земле 11 ров, а людей в них 12 человек...». Находились эти слободы где-то юго-западнее Ямской и Гончарной слобод, за деревней Быковкой. За Лыбедью по-прежнему располагалась Варварская слобода, в которой находилась деревянная Воскресенская церковь.
Комментарии:
Оставить комментарий: