Виртуальный Владимир » Город Владимир » Старый Владимир » Проект реконструкции старого Владимира Виртуальный Владимир
отправить ссылку другу версия для печати  
Город Владимир
Путешествие по древним городам Владимирской земли
Старый Владимир
Old Russian Towns
Памятники архитектуры
Музеи
Музеи, экспозиции
Город Суздаль
История Суздаля
Герб суздаля
Архитектура Суздаля
Музеи Суздаля
Досуг и развлечения
Где поесть во Владимире
Где поспать во Владимире
Что можно посмотреть во Владимире
Где поесть в Суздале
Где поспать в Суздале
Что можно посмотреть в Суздале

...
Город Владимир в XII-XIII вв.
Возобновление строительства в XV-XVII вв.
Город Владимир в XVIII в.
Владимир во второй половине XIX - начале XX в.
Город Владимир в XIX в.
Проект реконструкции старого Владимира

В 1970-е годы московский институт Гипрогор предлагал решить проблему застройки центральной части города самым радикальным способом: снести все старые строения, заменив их типовыми современными домами. Город Владимир таким образом лишился бы своего исторического своеобразия, своей исторической среды.

И вот тогда владимирские реставраторы встали на защиту старого города. Подобного прецедента в городах России еще не было: все приходилось делать заново, интуитивно нащупывая верный путь. Помогла усвоенная за предшествующие годы методика работы с памятниками архитектуры, когда вначале проводился сбор исторических материалов, исследование памятника в натуре, а затем уже разработка проектных предложений.

В данном случае в качестве памятника принято было историческое ядро города Владимира - в пределах валов XII века. К 1980 году появился проект реконструкции этой части города, разработанный архитекторами-реставраторами: И.А. Столетовым (руководитель группы), К.С. Лимоновой, B.C. Петровым, при участии Н.И. Степановой и Т.И. Калабиной. Социально-экономические вопросы решены были К.Е. Кудрявцевым. Проект, рассчитанный до 2005 г., носил комплексный характер: в нем были проработаны как объемно-планировочные, архитектурно-композиционнные, так функциональные и социально-экономические вопросы, а также проблемы транспорта, озеленения и освещения этой древней части города.

Поскольку здесь существует, в основном, регулярная планировка согласно плану 1781 года с его принципом периметральной застройки по кварталам, ее и предлагалось сохранить, однако при этом, по возможности, выявить и подчеркнуть основные черты древней планировки: трехчастность, роль центральной улицы как основной городской оси и т.д.

Во все времена самой главной постройкой во Владимире был Успенский собор. Он и сейчас играет роль главной городской доминанты. В то же время приходские храмы являются в панораме города доминантами как бы второго порядка. Проектом реконструкции пред полагается сохранять эту объемно-пространственную структуру, поэтому новые постройки не должны превышать 11 метров, то есть не выделяться из основной городской застройки. Последняя была подвергнута тщательному историко-архитектурному анализу и разделена условно на четыре группы: памятники истории и культуры, насчитывающие 163 объекта, вторая группа - не являющиеся памятниками, но создающие соответствующий фон исторической застройки (132 строения). Вместе с памятниками они дают опорный фонд застройки. На их долю приходится 3/4 всей полезной площади в этой части города и по ним определен следующий режим реконструкционных работ: реставрация, реконструкция, модернизация, осуществляемые под контролем органов охраны памятников. Увы, сейчас застройка происходит бесконтрольно, стихийно, вследствие чего многие интересные постройки будут безвозвратно потеряны и искажены непрофессиональным подходом.

179 зданий - временно сохраняемые здания. Однако более углубленный подход позволит и среди них выделить опорные сооружения. И, наконец, 251 здание - ветхое, подлежит сносу и постройке на их месте сооружений так называемой компенсационной застройки, которая должна соответствовать исторически сложившемуся облику владимирского дома.

Историческое ядро города составляет всего 2% всей городской территории, что равняется 122 гектарам. Здесь в середине 70-х годов проживало 4% жителей, то есть 11с половиной тысяч человек, причем центральным отоплением обеспечено было лишь 26,6% жилищ, а водопроводом и канализацией - около 50%. В результате модернизации и реконструкции жители должны были получить необходимые комфортные условия для проживания, а количество живущих здесь людей предполагалось увеличить в полтора раза. Авторы проекта считают, что здесь всегда должны жить горожане, нельзя превращать эту часть города в безлюдную пустыню, особенно по вечерам. В то же время историческая часть города Владимира, где сосредоточена наибольшая часть нашего исторического наследия, остается центром внетрудового общения как жителей города, так и приезжающих туристов. Поэтому здесь предполагалось закрепить и усилить исторически сложившуюся функцию торгового центра. Благодаря реконструкции комплекса торговых рядов, воссозданию торговых лавочек и специализированных магазинчиков площадь торговых залов к концу проектируемого периода предполагалось довести до 8 тыс. кв. метров.

Предусматривалось создать сеть небольших мастерских по обслу¬живанию жителей и гостей этой части города, причем на современном уровне оказания услуг, но с сохранением исторически сложившихся традиций. Например, славился своими фотографиями павильон Иодко (ныне - дом N7 по улице Большая Московская) - желательно восстановить нечто подобное.

В городе было много гостиниц, постоялых дворов, особенно в торговой части - их тоже предполагалось восстановить, но с более высоким уровнем комфортности, а также увеличить в три раза число мест в предприятиях общественного питания и довести их к концу завершения реконструкции до 2006, причем, помимо привычных нам ресторанов, кафе восстановить такие старинные виды, как трактир, ренсковый погреб и др.

В связи с этим предусматривалось вывести из этой части города 132 учреждения и предприятия, которые не отвечают ее предполагаемой функции, тем более, что они привлекают сюда большое количество транспорта, особенного грузового. Кстати, загазованность улиц здесь превышает допустимый уровень более чем в 10 раз.

Проектом реконструкции предполагалось вынести транзитные потоки общегородского транспорта на вновь проектируемые Лыбедскую и Южную магистрали, исключить из транзитного движения значительную часть улиц исторического ядра, а часть из них, особенно центральную, сделать пешеходный зоной. Кстати, проект решает и связь исторического ядра с новым центром города в районе Октябрьского проспекта. Выделяются специальные места для стоянок автомобилей, в том числе и туристических автобусов, гаражей, пунктов обслуживания транспорта.

Город наш всегда утопал в садах. Эта традиция поддержана специальным проектом озеленения.

Уже частично реализован проект освещения древнего центра, особенно его выдающихся памятников архитектуры.

Проект реконструкции исторического ядра города Владимира нашел последователей и в других старых русских городах. Однако владимирцы были в этом отношении первооткрывателями.

К сожалению, в последние годы реализация этого проекта приостановлена, и неизвестно, будет ли старый город сохранен для истории, для его жителей.


^ наверх

использованы материалы книги — спутника по древним городам Владимирской земли. Автор Н. Н. Воронин

Комментарии:

Оставить комментарий:
Имя или Ник:    Email:

Введите число, указанное на картинке: