Виртуальный Владимир » город Владимир » Организации » Досуг и развлечения, Туризм » памятники архитектуры » Кафедральный Успенский Собор |
Кафедральный Успенский Соборконтактная информация: | ||
телефон: | ||
факс: | ||
почта: | ||
сайт: | ||
| ||
Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры.
Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Первоначально собор был построен в 1158-1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу р. Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили, по мнению ученых, с подмосковных земель. Собор был одноглавый, трехапсидный, шестистолпный храм высотой более 32 м. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами. Летописцы отмечают обилие золота в его отделке и сравнивают по богатству с храмом Соломона. 21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божьей Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божьей Матери.
После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар.
Собор сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Снаружи украшением храма служат аркатурно-колончатый пояс, уступчатые щелевидные окна, декор световых барабанов. Вопреки превратностям исторических судеб, слава собора была долгой и прочной. Вплоть до 1432 года под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи.
В древности собор являлся еще и просветительским центром. Здесь находилась обширная библиотека, велась работа по составлению летописных сводов.
Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII века и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 году. Им же были написаны иконы для иконостаса.
Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX века. В 1918 году академик И.Э.Грабарь впервые открыл и провел реставрацию древних фресок.
Алтарная часть храма отделена резным липовым с позолотой иконостасом, выполненным по указанию Екатерины II мастерами XVIII века (1773 год) в стиле модного тогда барокко, с царскими вратами. Среди икон была помещена Владимирская икона Богоматери кисти Андрея Рублева (?) (ныне в фондах музея), написанная им взамен древней иконы, перенесенной в Москву.
В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма.
Успенский собор долго служил образцом для зодчих. По его подобию итальянец Аристотель Фьораванти строил Успенский собор в Московском Кремле.
Четырехъярусная, 56-метровая колокольня с высоким шпилем сооружена в 1810 году на месте шатровой колокольни XVII века, разрушенной молнией. Выполнена в формах классицизма по проекту архитектора А.Вершинского.
В 1862 году архитектором Н.А.Артлебеном между колокольней и древним собором был построен теплый Георгиевский придел, стилизованный под древний храм.
С 1926 по 1944 годы храм был закрыт для богослужения. В нем размещался антирелигиозный отдел.
В 1974-1982 годах проводилась последняя крупная реставрация собора. Были позолочены все пять куполов и некоторые декоративные детали отделки древнего храма.
3 декабря 1947 года на колокольню Успенского собора был поднят колокол. На следующий день на нем впервые после долгого перерыва звонили к богослужению, но с середины мая 1951 года звоны были прекращены и возобновились лишь в 80-е годы.
Во время перенесение из Санкт-Петербурга в село Дивеево Нижегородской области раки с мощами преподобного Серафима Саровского в июле 1991 года, 2 дня она пребывала в Успенском соборе, где владимирцы могли приложиться к святыне.
В октябре 1999 года рядом с колокольней собора был торжественно установлен первый Юбилейный Поклонный Крест в честь 2000-летия Рождества Христова, органично влившийся в архитектурный ансамбль храма.
20 мая 2000 года в нижнем ярусе колокольни со стороны Соборной площади освятили часовню, где помещен список Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть», доставленный из святой для православных земли - Афонского монастыря.
Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии. Это памятник федерального значения. ЮНЕСКО внесло его в список памятников Всемирного наследия.
Источник: Бубнов С.Л. След в бесконечность. Владимир 2003.
Скорректировать / исправить информацию