Виртуальный Владимир » населенные пункты Владимирской области » Вязниковский район » город Вязники Виртуальный Владимир
  • город Вязники улицы
  • город Вязники организации
  • количество улиц: 275


  • Вязники – административный центр Вязниковского района Владимирской области. Вязники с 1778 года имеет статус города.

    Население 42,9 тыс. чел. (2006).



    Село Вязники впервые упоминается в 1608. С 1611 ремесленно-торговая слобода. С 1622 место паломничества к чудотворному образу Казанской иконы Божьей матери. С 17 в. Вязники - известный центр выращивания льна и выработки льняной пряжи, полотна и пеньковых канатов. Развивались также иконопись, резьба по дереву, огородничество и садоводство (в т.ч. выведены знаменитый вязниковский, впоследствии владимирский сорт вишни, вязниковский сорт огурцов).



    Город с 1778. С начала 19 в. - один из центров льняной промышленности России.

    Город расположен на месте древнего Ярополча — Залесского. Впервые в летописях село Вязники упоминаются в 1608 году. С 1622 года становятся местом поломничества к чудотворной иконе Казанской Божьей матери. В 1778 году указом Екатерины II получают статус города.



    С XVII в. Вязники — известный центр выращивания льна и выработки льняной пряжи, полотна и пеньковых канатов. Развивались также иконопись, резьба по дереву, огородничество и садоводство (в т.ч. выведены знаменитый вязниковский, впоследствии владимирский сорт вишни, вязниковский сорт огурцов).



    Существует легенда. Давно это было. В городе Ярополче жил владетельный князь Кий. Жестоко обращался он с подвластным народом. Невзлюбили его ярополчане. Однажды князь со своим слугою отправился на охоту за реку Клязьму. На обратном пути благополучно переправился он через Клязьму, да завяз в непроходимых топях у стен Ярополча. Послал тогда Кий слугу звать ярополчан на подмогу. Однако ярополчане не спешили помогать ненавистному князю., а взойдя на городские валы, злорадно кричали: "Вязни, Кий! Вязни, Кий!" Так Кий и завяз, а местность под стенами Ярополча с тех пор зовется Вязниками.



    Так это было или не так - установить трудно, да и имя князя Кия теряется во времени. А вот город Ярополч действительно существовал. У стен его выросла Вязниковская слобода, названная так по большому количеству произраставших здесь некогда, да и сейчас еще встречающихся, могучих вязов. Даже на гербе Вязников изображен этот вяз. А история города уходит в далекое прошлое.

    Местность, где находятся современные Вязники, была обжита еще в эпоху нового каменного века - неолита - около 5000 лет назад. Шло время. Сменялись поколения. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры недалеко от современных Вязников возникло дославянское поселение. Жили в нем представители Угро-финских племен, предположительно меряне.



    В Х веке на территории мерянского поселения появляются славяне, а в составленном в конце XIV века "Списке русских городов дальних и ближних" среди залесских, лежащих в междуречье Волги и Оки, городов Московский Руси уже упомянут возникший в 1135 - 1138 гг. город Ярополч. Место для него было выбрано на правом крутом берегу реки Клязмы. Город, площадью в 2,8 га, окружали крепостные валы высотой в 5 метров. На валах стояли бревенчатые стены длиной до 2 км. В него вели въездные ворота с башнями.



    В первой половине и середине XII века Ярополч являлся крепостью княжеской застройки, входившей в состав окраинных крепостей Владимиро-Суздальской Руси, таких, как Гороховец, Стародуб. Управлял городом-крепостью княжеский наместник, живший в его детинце. Рядом с детинцем располагался торгово-ремесленный посад. Жившие в нем мастера - металлурги, кузнецы, ювелиры, костерезы, камнерезы, гончары, деревообработчики обменивались своими изделиямис другими городами и селами Владимиро-Суздальской Руси, торговали с Киевом, Крымом, Византией, Прибалтикой, Волжской Булгарией. Одновременно с ремеслом и торговлей ярополчане занимались сельским хозяйством, продолжали рыболовство и охоту.



    Так бы и жил Ярополч, если бы не нашествие татаро-монголов на Муром, Мордовскую землю, Гороховец в 1239 году. Не помогло оказанное ярополчанами сопротивление. Город был сожжен и разграблен. Жители были частично перебиты, частично уведены в рабство. Только чудом уцелевшая небольшая часть ярополчан вернулась на родное пепелище. Но возродить древний Ярополч они не смогли.

    В 1389 году в договорной грамоте московского князя Василия Дмитриевича с князем Владимиро Андреевичем о разделе между ними северо-восточных земель говорилось: "А ци каким делом отоимется от тобе Ржева и дати ими тобе во Ржевы место Ярополча да Медуши". Это было новое упоминание о новом Ярополче, основанном на взгорье недалеко от древнерусского города с тем же именем. До начала XVII в. Он не играл какой-либо значительной роли. Документы молчат о нем. Заметное оживление в его жизни относится к XVII веку.



    Борьба России против иностранной польско-шведской интервенции в начале XVII века не могла не затронуть Ярополч, находившийся на государевой ямской дороге Москва - Нижний Новгород. Когда в 1608 году на Руси образовалось два политических центра - в Тушине, где находился Лжедмитрий II, и в Москве, в которой был царь Василий Шуйский. Ярополчане, как говорится в документе того времени, "Всилию Шуйскому учали крест целовати". Эта приверженность правому делу проявилась и во время создания народного ополчения 1612 года. Весть о его создании и о сборе нижегородским посадским человеком Кузьмой Мининым средств на него распространились по всем ближайшим к Нижнему Новгороду городам. Дошла она и до Ярополча, жители которого откликнулись на патриотический призыв нижегородцев. Через Ярополч из Суздаля в Нижний Новгород в октябре 1611 года проскакал во главе своего отряда князь Дмитрий Пожарский. Часть ярополчан влилась в этот отряд, вступив затем и в ряды народного ополчения.В октябре 1612 года Москва была освобождена от интервентов, а в начале 1613 года проходивший в ней Земский собор избрал на царский престол Михаила Федоровича Романова. Одним из первых его действий была передача Ярополча князю Ф.И. Мстиславскому. Для Ярополча наступил новый этап развития.



    Город Ярополч являлся административным центром Ярополческой волости. В нем правили воеводы, заседавшие вместе с думными дьяками в приказной избе. По соседству находилась губная изба. В ней велся царский суд. Были в городе и другие учреждения - казенный амбар, пороховой погреб, государев кружечный двор, заводской двор, съезжая изба, замляная тюрьма. Все они располагались на центральной улице Ярополча. А на городской площади, где собирались ярополчане, находились писцы - площадные подъячие. Население Ярополча было незначительным. В 1677 году в нем проживало всего 133 человека. Были среди них служилые люди, пушкари, стрельцы, крестьяне, торговцы.

    Возвышение Ярополча длилось не долго. 1 июня 1703 года деревянный город был уничтожен страшным пожаром, после которого он так и не смог до конца оправится. Сгоревшие деревянные стены вокруг Ярополча не восстанавливались, однако как административный центр он продолжал существовать. Предпринимались даже попытки его новой отстройки. На месте старых домов возводились новые. Но новое строительство не спасло старый Ярополч. Спустя сто лет после пожара, в 1802 году он стал слободой при уездном городе Вязники. В то время в нем проживало всего 210 человек, занимавшихся земледелием и промыслами.



    Еще в XIV веке одновременно с возвышением Ярополча у стен его формировалась торгово-ремесленная Вязниковская слобода. Расположенная на торговом тракте вдоль реки Клязьма Вязниковская слобода втягивалась в устанавливавшиеся товарно-денежные отношения. Ее жители промышляли ремеслом и торговлей. К середине XVII века в Вязниковской слободе проживало 850 человек. Уже тогда она по числу жителей обогнала дворцовый город Ярополч. Вязниковская слобода была славна трудом мастеровых людей. Не случайно в 1715 году Перт I в одном из своих указов повелевал: "во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках". Хорошо знал он о вязниковском полотне, проверил его на прочность. Ведь из него делали не только паруса русских судов. Оно пошло и на внутреннюю отделку дворца Петра I - основанного в 1703 году в Петербурге. Борьба за выход России в Европу, овладение Балтийским морем требовалf сильного, крепкого флота, а для него были нужны льняные ткани на паруса и пеньковые канаты. Для Вязниковской слободы наступило время интенсивного развития.



    К середине XVIII века торгово-промышленная Вязниковская слобода заметно обогнала в развитии дворцовый город Ярополч. Когда в 1778 году образовалась Владимирская губерния, вновь назначенному ее генерал-губернатору графу Р.И. Воронцову было высочайше предписано "объехать всю территорию вверенной ему губернии и по примерному расписанию разделить ее на 13 уездов". Прибыв в конце мая 1778 года в Ярополч, Р.И. Воронцов отметил его отставание от набиравшей силу Вязниковской слободы. В то время в насчитывалось 486 деревянных и 7 каменных домов, в которых проживало 1925 человек. В слободе действовало 3 полотняных мануфактуры, 15 маслобойных заводов и 15 кузниц. Монастырь и три церкви обслуживали духовные запросы около 2000 вязниковцев. Школ не было. Зато было 89 торговых лавок и 7 питейных домов. Слобода жила шумной жизнью. На ее фоне Ярополч был давно ушедшим прошлым.

    1 сентября 1778 года из государственных селений и слобод Владимирской губернии был образован ряд уездных городов. Среди них уездный город Вязники. Два крупных события ознаменовали начало уездного города - утверждение Петербургской геральдмейстерской конторой в 1781 году его герба и в 1790 году генерального плана регулярного строительства. Отныне Вязники имели герб и план. В гербе закреплялось официальное название города от произраставших в нем вязов. Над вязом, в верхней части геральдического щита, красовался в красном поле лев в железной короне с длинным серебряным крестом - герб Владимира, губернского города Владимирской губернии, в которую входили Вязники с их уездом.



    А по плану началось строительство старой части города. План предусматривал регулярную схему прокладки улиц. Ядром города стала Соборная площадь, на которой располагались Казанский собор и Никольская церковь. Центральной улицей становилась идущая через весь город часть шоссе Москва - Нижний Новгород. Ее так и назвали Шоссейной. От центральной площади до Благовещенского монастыря тянулась Благовещенская улица. Ее продолжала к востоку шедшая параллельно Шоссейной Красная улица. На этих трех улицах и центральной площади шла торгово-промышленная и общественная жизнь города. Строго перпендикулярно им были разбиты поперечные улицы, одной стороной упиравшиеся в окружающие центр Вязников холмы, а другой уходившие в просторы Клязьминской поймы. Началась обстройка запроектированных и проложенных улиц.



    Использованы материалы с сайта http://vjazniki.avo.ru/





    Скорректировать / исправить информацию