Виртуальный Владимир » населенные пункты Владимирской области » Суздальский район » город Суздаль Виртуальный Владимир
  • город Суздаль улицы
  • город Суздаль организации
  • количество улиц: 98


  • Время основания Суздаля как центра плодородного Ополья теряется в веках, хотя, несомненно, что поселение человека возникло здесь очень давно, еще во времена последнего оледенения, которое не достигло этих мест, благодаря чему здесь и сохранились плодородные почвы, подобные южнорусским черноземам. Вот как писал в XVIII столетии Анания Федоров, автор «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале»: «По положению места, той град имеется построенный на месте красном, ни весьма гористом, ниже паки доловатом и мокром не несколько, хотя местами и долини имущее, но сухое и приятное и к плодоношению всякому угодное не токмо овощия, но древес, садовых множество плодящее... Воздух веема приятный и здравый, в средине лета от солнца и в средине зимы от студени средство содержащи, где ни безмерная теплота, ниже чрезвычайная бывает стужа, но все в меру и сносно и к житию человеческому приятное угодное место...»

    По мнению другого суздальского историка XIX века, Федора Токмакова, суздальцы, до того как в 990 году великий киевский князь Владимир крестил всю землю Суздальскую, поклонялись языческим божествам: Яруну, от имени которого произошло название улицы Яруновой, Велесу, Пинаю или Перуну. Слобода Пинаиха (при нынешнем въезде от Владимира), по его мнению, происходит от имени этого божества. 24 июня (по ст. стилю, 7 июля — по-новому) суздальцы праздновали Ивана Купалу на Всполье в северной части города, а бог плодородия и сладострастия Тур дал, по мнению Ф.Токмакова, название селам Турабьеву, Туртину, Турыгину.

    Святитель Федор, ставший первым суздальским епископом в X столетии, прославился тем, что, «насаждая, семя святой веры», разрушал идольские капища, устраивая на их месте христианские храмы. Именно тогда якобы появился в Суздале храм во имя Пресвятой Богородицы. Однако после кончины епископа Федора, погребенного в этом храме, в Суздальской земле около 80 лет не было христианских пастырей, И вновь языческие волхвы стали властителями дум — по их наущению в 1024 году жители Суздаля, страдая от голода, стали убивать «старую чадь», которая якобы укрывает хлеб («держат гобино»). Восстанавливать порядок в Суздальской земле прибыл сам великий киевский князь Ярослав Мудрый. С этим событием связывают одно из первых упоминаний в летописи города Суздаля.

    Сегодня Суздаль насчитывает почти 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика город Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.

    Город Суздаль небольшой городок, и не сразу верится, что он был одним из самых главных городов древней Северо-Восточной Руси.

    Из новых кварталов старинного Владимира вырывается асфальтированное шоссе Владимир — Суздаль. Мягкой волнистой лентой бежит оно по плавным холмам суздальского ополья, среди тучных золотистых хлебов. Издревле здесь собирали обильные урожаи, ибо по плодородию своему земля эта не знает себе равных во всей средней полосе России. Сюда-то в X—XI веках в поисках урожайных, а в первую очередь свободных, незанятых земель, переселялись целыми семьями славяне, принося в этот край, тогда еще языческий, более развитую культуру и ремесла. Плодородные земли ополья, леса, богатые «...зверьми различными, птицами бесчисленными», удобные водные торговые пути — вот основные условия развития высокой культуры волжско-окского междуречья и возникновения Суздаля за много лет до его первого упоминания.

    На рубеже первого и второго тысячелетий сюда приходит христианская культура, начинается бурная феодализация здешних земель.

    1024 год является началом летописной истории Суздаля. На северо-востоке подвластных Киеву земель в том году вспыхнуло огромное антифеодальное восстание бедных землепашцев, подавленное дружинниками киевского князя Ярослава Мудрого, прибывшего на выручку «лучших людей», как называли в то время - летописцы представителей богатого сословия. В это время вокруг небольшого поселения, ставшего потом Суздалем, появляются первые военные укрепления. В конце XI века богатства суздальского края, подначального Киеву, становятся причиной вражды, вспыхнувшей между князьями. В связи с этим киевский князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, приезжает в Суздаль и приказывает укрепить кремль-крепость дубовым забором с башнями, а для утверждения христианства в центре города поставить кирпичный собор в честь успения богородицы, богато украсив его фресковой живописью. Это было первое каменное здание во всей ростово - суздальской земле, к сожалению, не сохранившееся до наших дней.

    Первым удельным северным князем династии Мономашичей был Юрий Долгорукий, сын Владимира. Он перенес княжеский престол из древнего Ростова в Суздаль, сделав его стольным градом княжества. Полуразрушенный собор Мономаха в 1148 году он заменяет новым Успенским, выполненным из пористого известняка. В пяти километрах на восток от города, на высоком берегу реки Нерль, Юрий Долгорукий повелел построить себе замок с белокаменным храмом в честь святых предков своих Глеба и Бориса. Собор этот и поныне украшает крутой берег Нерли. Из этого замка князь совершал дальние походы на Новгород и Киев, укрепляя границы своего огромного Северо-Восточного княжества, строя новые крепости и города, в том числе и Москву.

    В середине XII века Суздаль уступает политическое первенство бывшему пограничному городу княжества — Владимиру. В истории Северо-Восточной Руси это время ознаменовано высоким уровнем развития домонгольской культуры. При сыновьях Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире, Суздале, Боголюбове в XII— XIII веках строятся уникальные дворцовые ансамбли, мощные крепостные стены. Величественные храмы этого времени, ставшие апофеозом мастерства белокаменного строительства домонгольской Руси, и сегодня поражают изысканностью вкуса.

    По приказу Всеволода III в 1194 году мастера сооружают в Суздале новые крепостные стены и башни, ремонтируют собор, построенный Юрием Долгоруким. Георгий II, сын Всеволода, в 1222—1225 годах повелевает разобрать «безнарядную» верхнюю часть собора и сложить ее заново из белого камня. В это время собор украшают ажурной резьбой и завершают тремя главами. Отремонтированный собор переименовали в Богородице - Рождественский. Это был кафедральный храм Суздаля, под стенами которого на городской площади проходили шумные собрания горожан. Возле собора были построены деревянные княжеские хоромы и дома знати, а среди этого богатства виднелись невысокие кровли полуземлянок, в холоде и полумраке которых ютилась голытьба. Под восточными стенами кремля в XI—XIII веках стали селиться бедные ремесленники и свободные торговцы, формируется посад, на торговой площади которого в те времена можно было слышать бойкую речь и встретить араба или скандинава. Здесь торговали купцы из стран Востока и Германии.

    Внезапно в 1238 году несметные орды татаро-монгольских завоевателей вторглись на Русь, чиня по пути грабежи и насилие, оставляя после себя мрачные пепелища и истерзанных людей. «Опустели города и веси, не слышно пахаря в поле, поросла земля бурьян-травою», — с печалью отметил летописец. В феврале того же года был захвачен и Суздаль. Нарушилась его размеренная жизнь, прекратилось каменное строительство. Развитие русской культуры приостановилось на долгие годы.

    В середине XIV века московская знать стремилась подчинить себе суздальские земли. Не желая этого, суздальские князья сделали столицей Нижний Новгород, перенеся центр княжества на Волгу, подальше от сильного соседа, образовав новое Суздальско-Нижегородское княжество. Укрепляя западные границы в борьбе против Москвы, князья Константин и сын его Андрей построили в Суздале деревянные крепости-монастыри Спасский и Покровский. В это время культурная жизнь Суздаля оживляется. Высокого развития достигает живопись, совершенствуется ювелирное искусство. По заказу Суздальского епископа Дионисия монах Лавреггтий в 1377 году составил знаменитый летописный свод «Повесть временных лет». Долгое время суздальцы не хотели подчиняться Москве. Лишь к середине XV века после долгих межкняжеских козней Суздаль попал в подчинение Московского княжества, оставшись в стороне от бурной политической и экономической жизни страны.

    В конце XV — начале XVI веков Суздаль превратился в религиозный центр Московского государства, а его крупнейшие монастыри стали местом ссылки представителей княжеских и боярских родов, противившихся политике Москвы. В это время в Суздале возродилось каменное строительство, которое велось по заказам великих московских князей Василия III и Ивана Грозного. На их пожертвования в 1510 и 1551 годах был создан каменный архитектурный ансамбль Покровского монастыря. В Спасском монастыре в начале XVI века был построен маленький кирпичный Спасо-Преображенский храм, в 1523 году началось строительство Успенской трапезной церкви, и затем рядом с ней — звонницы. Тогда же в Ризоположенском монастыре строился трехглавый собор. По приказу Василия III в 1529 году был начат ремонт главного храма города — собора Рождества Богородицы, разрушенного казанскими татарами в 1445 году. Перед приездом Ивана Грозного, в 1559 году в кремле строилась Благовещенская церковь с трапезной палатой. Временем многочисленных бед стала для суздалян первая половина XVII века. С 1608 по 1611 год отряды польско-литовских завоевателей неоднократно грабили город. В 1634 году крымские татары совершили опустошительный налет. В пожаре 1644 года сгорела почти вся западная часть посада, а в 1654—1655 годах разразилась эпидемия «моровой язвы». Население города уменьшилось почти. Эти беды обострили классовую борьбу, затормозили восстановление города, однако в богатых монастырях и в кремле каменное строительство продолжалось, хотя и шло медленно. В 1635 году поднялась соборная колокольня, в то время самая высокая в городе. Рядом строится огромный архиерейский дом с роскошной крестовой палатой, перекрытой невиданным дотоле гигантским бесстолпным сводом. Покровский монастырь, а за ним и Спасо-Евфимиев первыми меняют свои деревянные ограды на солидные каменные стены и башни.

    Добившись к концу XVII века закрепления за собой земель, посадские люди расширяют торговлю. Теперь их можно было встретить в разных краях Русского государства. Строительство из кремля и монастырей переходит в слободы и на посад, ибо заказчиками и исполнителями становятся уже посадские люди. Тогда и появляются Лазаревская, Петропавловская, Вознесенская, Смоленская и другие церкви, обогатившие облик Суздаля.

    Неожиданно в гигантском городском пожаре 1719 года полностью сгорели деревянные постройки. Весь город поднялся на восстановление разрушенного. Во всех уголках его слышался стук каменотесов и плотников. Как правило, это были суздальские потомственные мастера, традициями которых с древних времен славился город. Характерной чертой этого периода является парное строительство храмов. Рядом с большим, торжественным «летним» возводился маленький, «зимний», который можно было легко протопить. В городе поднялись Воскресенская, Иоанна Предтечи, Козьмодамианская, Никольская и другие своеобразные церкви, не только органично вписавшиеся в архитектурный ансамбль города, но и придавшие ему особый, неповторимый колорит.

    К концу XVIII века кривая центральная улица (ныне ул. Ленина) и Васильевская несколько выпрямляются в соответствии с планом реконструкции города, утвержденным в 1788 году царским правительством. На Владимирской и Ярославской заставах возводятся каменные обелиски, но в целом город не расширяется, поэтому проект так и остается неосуществленным.

    И не смотря на это сегодня Суздаль — живописный туристический центр, с богатой историей, наличием многочисленных памятников истории, бесконечно привлекательный для путешественников и туристов. Про Суздаль говорят: «жемчужина Золотого Кольца», где душа отдыхает!




    Скорректировать / исправить информацию