Виртуальный Владимир

Значительная часть архитектурных памятников Суздаля сосредоточена около главной площади посада — торга. Мы уже говорили о том, как группировались деревянные церкви этого района посада в XVII веке, располагаясь группами у городских ворот и вдоль лавочных рядов торговой площади. Существующие каменные постройки в большинстве случаев стоят на месте старых деревянных. Созданные в XVII и главным образом в XVIII веке, они исключительно разнообразны в художественном отношении. При однотипности зданий суздальские мастера счастливо избегают повторений, придавая своим постройкам индивидуальный облик, как в отношении общей композиции, так и их убранства.

При выходе с владимирской дороги, с левой стороны, почти над древним рвом кремля, на месте старого деревянного шатрового храма стоит церковь Иоанна Предтечи, построенная одновременно с кремлевской Никольской церковью в 1720 году (илл. 75). Но эти сверстники имеют совершенно различные лица. Предтеченская церковь следует той же схеме: колокольня с запада, притвор-трапеза, храм. Но разработка этой схемы предельно монументальна, почти сурова. Куб храма с лопатками на углах, как бы имитирующими обшитые тесом концы бревен сруба, несет явное напоминание о простых «клетских« рубленых храмах XVII века. Фасады, лишенные карнизов, обрезает горизонталь четырехскатной кровли, сдержанны и формы оконных наличников. Чем-то новгородско-псковским веет от этой постройки. Это впечатление усиливает столь же строгая колокольня. Ее низ с двумя могучими столбами служит крыльцом храма (подобное крыльцо мы видели под колокольней Никологалейской церкви во Владимире). Верхняя часть четверика, как и храм, обработана угловыми лопатками, ее простоту подчеркивают теневые пятна маленьких окон. Выше идет сравнительно короткий восьмерик со звоном, оформленный контрастирующими с общим суровым строем форм тонкими полуколонками. Прямой без прогиба граней шатер с оконцами-слухами имеет строгие пропорции 1:2. Строитель этого храма вовсе не был чужд любви к богатому декору, но он предпочитал лаконичный язык самих архитектурных форм. Лишь великолепный портал из лекального кирпича, особенно хорошо играющий светом и тенью под сводами крыльца, обнаруживает руку выдающегося декоратора, который подчеркнул пятном узорочья портала красоту излюбленной им мудрой простоты.


http://virtvladimir.ru :: Виртуальный Владимир