После осмотра Ризположенского монастыря пройдем к стоящему севернее над Каменкой древнему Александровскому монастырю, или, как его звали в древности, Большой лавре, основанной, по данным XVII века, Александром Невским в 1240 году и пользовавшейся большим вниманием первых московских князей Ивана Калиты и его сына Ивана. От этой древней поры ничего не сохранилось, кроме бывших в церкви поздних надгробий с надписями о погребении здесь двух суздальских княгинь — Марии (1362) и Агриппины (1393). Монастырек был окружен в первой половине XVIII века небольшой оградой с маленькими декоративными башенками, имитирующими монументальные башни с их массивным четвериком с угловыми лопатками, увенчанным кирпичным стройным шатром с рельефными «изображениями» оконцев-слухов.
В южной линии ограды находятся реставрированные в 1947 году Святые ворота, вторящие своим граненым ярусным барабаном с треугольным завершением фигурным верхам Троицкой церкви Ризположенского монастыря. Ворота и строил один из ее зодчих — Грязнов. Так та или иная деталь, повторенная, как эхо, зодчими, рождала связь и перекличку разбросанных по территории города памятников и слияние их в гармоническом хоре.
За воротами на открытой площадке возвышается построенный монастырем на средства царицы Натальи Кирилловны, взамен шатрового деревянного, большой храм Вознесения (1695) со стоящей на отлете высокой колокольней. Сохранившиеся около них старые маленькие рубленые избы дают реальное представление о соотношении монументальных церковных зданий Древней Руси с рядовым жильем (илл. 85). «Дом божий» разительно превосходил жилище человека и своими размерами и своей украшенностью, утверждая мысль о всесилии божества и ничтожности его «рабов». Однако эта мысль, которая поражала сознание обитателей суздальских землянок XII века, впервые видевших огромный собор Мономаха, отходит теперь на второй план. Храмы строят сами горожане, руками своих мастеров, для себя. Отсюда их светлая прозрачная украшенность, а порой и интимность, проникающая даже и монастырский храм. В уборе Вознесенской церкви мы видим почти все знакомые уже нам мотивы суздальской поздней архитектуры, но, как и в виденных нами ранее зданиях, они и здесь применены не ремесленно, но с большим вкусом, создающим индивидуальный облик этого храма. Особенно красив его главный южный фасад, проникнутый ясностью и логичностью, стремлением к известной упорядоченности убора, которая, однако, не переходит в холодную регулярность. Теневые пятна окон и портала и тонкий рисунок карниза подчеркивают большие и светлые белые плоскости стен. На углах крытого сомкнутым сводом куба — легкие узкие лопатки, хотя на апсиде алтаря мастер поставил уже спаренные полуколонки. Убор барабанов глав повторяет мотив оконных наличников; усаженные мелкими бусинами полуколонки уподобляются нитям жемчужных подвесок на шее главы. Храм не имеет обычной «пары» — «теплой» церкви; ее заменяют пристроенный с севера придел и паперть. Колокольня по сравнению с храмом более строга и проста. Она говорит лишь языком архитектурных форм. Низкий цокольный четверик несет очень высокий и стройный восьмигранник столпа с выделенным сгущенными здесь декоративными деталями ярусом звона и шатром с вытянутыми и узкими оконцами-слухами.
С площадки старой Большой лавры отлично виден Покровский монастырь. Ансамбль его белых зданий, ограниченный оградой с башенками, расположен на мягком подъеме правого берега Каменки (илл. 86). К нему теперь и лежит наш путь.
Пройдем через Святые ворота и тропой в тенистой ложбине спустимся к реке.