Виртуальный Владимир

Теперь мы войдем в лестничную башню (реставрирована в 1963 г. Л. С. Филипповой; илл. 48) — свидетельницу трагедии, разыгравшейся в Боголюбовском замке в черную июньскую ночь 1174 года… Израненный заговорщиками-боярами в своей опочивальне, князь Андрей сполз по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. О событиях этой ночи и последующих дней восстания во Владимире и Боголюбове с поразительным реализмом и страстностью рассказывает повесть попа Микулы, использовавшего данные судебного допроса заговорщиков, рассказы очевидцев и свои впечатления о грозных днях «мятежа». Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами (илл. 49) лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями (илл. 51) смотрит через замковую стену вдаль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом — это пояс северного фасада перехода, справа он прикрыт аркой примкнувшей к нему лестничной башни. Снова мы видим систему, характерную для строительства того времени, — отделывать каждую часть ансамбля целиком, даже с той стороны, где заведомо примкнет новое звено. Возможно, что новая роспись пояса, изображающая князя Андрея перед богоматерью и за ним епископа ростовского Леонтия, которого Андрей прочил в святые, повторяет древнюю роспись, аналогичную росписи пояса Успенского собора во Владимире.

Пройдем в помещение перехода с его узкими прямоугольными оконцами. Взглянув через арочный проем вниз на вскрытую раскопками часть храма, мы с особой силой ощущаем необычайную высоту дворцового собора. Стены перехода украшены ремесленной росписью монастырских живописцев, изображающей сцены убийства князя Андрея: монахи уверяли, что эта комната и была княжеской «ложницей» — опочивальней. Но в северной стене второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец.

Посмотрим на северную стену башни снаружи. Ее формы тождественны собору: угловые полуколонны с резными капителями, дуга закомары (позднее надложенная в углах при надстройке шатровой колокольни), колончатый пояс. Над ним виден закрытый позднейшей кладкой выход. Он никуда не ведет и обращен в пустоту. Дореволюционные исследователи считали, что здесь примыкал простой висячий деревянный переход, связывавший башню с горницами рубленых княжеских хором. Но раскопки показали, что под землей сохранились остатки не деревянного, а белокаменного перехода к дворцу. Он поднимался над точно снивелированной белокаменной мостовой с проложенными меж ее плит белокаменными же желобами для отвода осадков с дворцовой Площади. Около башни был узкий арочный проем для пешеходов. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи; вход в него в восточной стене украшала скромная резная тяга, а восточный фасад был оформлен слепой аркой, окованной золоченой медью. Таким образом, нижний ярус представлял собой монументальную аркаду, несущую коридор перехода, украшенный снаружи колончатым поясом, который пересекал вторично и фасад башни, связывая отдельные части переходов в единое целое. Своды арочных проемов были расписаны фресками, а на фасадах были вставлены отдельные резные камни. Обломки колонок пояса, фресок, резьбы, а также майоликовых плиток пола перехода были найдены в слое разрушения здания.


http://virtvladimir.ru :: Виртуальный Владимир