Виртуальный Владимир

На месте самого дворца стоит теперь корпус бывших монастырских келий начала XIX века, при постройке которого были встречены остатки его белокаменных стен. Он был двухэтажным, и нет сомнения, что и его фасады несли те же элементы убранства, какие мы видим теперь на башне и звене северного перехода, то есть колончатый пояс, пилястры, членящие плоскости стен, мотив аркад в нижнем ярусе и, несомненно, резной камень. Часть этих деталей была найдена при раскопках. Возможно, что дворец отличался особым характером своих кровель, выделявших светскую, дворцовую часть ансамбля, как была выделена и лестничная башня, закомары которой завершала шатровая вызолоченная кровля.

Таким образом, князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры еще не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора, под землей, среди позднейших могил и склепов сохранились ничтожные остатки фундаментов и мостовых, позволяющие восстановить симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. От их убора сохранились обломки аналогичных северному переходу деталей — колонок пояса, фресок, резьбы, майоликовых плиток пола. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае боевой тревоги связывали дворец и крепость.

Так выглядел первоначально многосложный и своеобразный ансамбль Боголюбского дворца. Здания не располагались фронтально, в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма. Оба фасада — восточный и западный — были очень эффектны. Восточный смотрел в сторону речной пристани. Сюда были обращены стройные апсиды собора с членившими их фасады тонкими полуколонками, сюда смотрело тройное окно лестничной башни и выходил вход в нее; за полутенью арочных проемов переходов светился белый камень дворцовой площади, куда пришельцы из Владимира попадали через главные ворота дворцовой части. На эту главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и мотивом аркад переходов. Его ядром был златоглавый собор с как бы охранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную киевскую Софию и явно имел целью это гордое сопоставление. По сторонам развертывались крылья переходов, сраставшиеся на юге с замковой стеной и с севера — с дворцом.


http://virtvladimir.ru :: Виртуальный Владимир