Московские князья продолжали заботиться о владимирском Успенском соборе. Василий I в 1408 году послал мастеров иконописи Андрея Рублева и Даниила Черного для росписи интерьера владимирского Успенского собора. Сохранившиеся фрагменты фресковой живописи этих великих художников представляют большую историческую и культурную ценность, например, композиция Страшного суда, расположенная под хорами собора. Необыкновенно одухотворенные и просветленные лики апостолов и ангелов соответствовали возрождению национального самосознания на Руси в ожидании скорого освобождения от ненавистного татаро-монгольского ига.
Владимирцы, как и все русские люди, все чаще дают отпор неприятельским набегам, совершавшимся время от времени. Но городские оборонительные сооружения Владимира в XV столетии не всегдали в хорошем состоянии. Так, в 1410 году, когда татарский царевич Талыч совершил опустошительный набег на Владимир, то «града тогды не было», как отмечала летопись, то есть не существовало оборонительных сооружений.
В 1445 году очередное татарское войско, «...стояв в Суздале 3 дня поидоша к Володимерю, и перешед Клязьму сташа противу града, а к граду не припущали, но поидоша к Мурому». Очевидно, татарские отряды остановили городские оборонительные сооружения.
В 1486 году по указу великого Московского князя Ивана III был «срублен град Володимер, а рубил дьяк Мамырев», как сообщалось в летописном свидетельстве. Вновь построенные городские укрепления сгорели во время пожара 1491 года: «...Таков велик пожар бысть яко весь град и со всеми домы згоре также и посады». Причем уточнялось, что в городе сгорело 9 церквей, а на посаде 13. Очевидно, посадом в то время назывались те части города, которые уже не укреплялись, поскольку деревянные рубленые стены возобновлялись только в средней части города, называвшейся некогда Печеним городом. Присланный в 1492 году из Москвы дьяк Василии Куломзин имел поручение «рубити города Володимера древяна и cpyбиша его в два месяца».