Виртуальный Владимир » Город Суздаль » Музеи Суздаля » История суздальских монастырей | ![]() |
"История суздальских монастырей" - экспозиция в Братском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря, рассказывающая о непреходящем историко-культурном значении православия для нашей страны, о неразрывности понятий - Россия, Православие, Культура.
Суздаль - один из крупных религиозных центров России. Не случайно в современных иностранных путеводителях его именуют "русским Ватиканом" и "православной Меккой". На протяжении веков город славился своими многочисленными церквами, монастырями, уступая по их обилию разве что первопрестольной. О монастырях суздальской земли рассказывают нам многочисленные памятники архитектуры, истории и декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сохранилась лишь малая часть от некогда несметных монастырских сокровищ. Национализация 20-х годов XX в. лишила обители их имущества, и лишь немногое было передано на хранение в музей. Московскими и местными музейными специалистами были отреставрированы произведения, представляющие художественную и историческую ценность. Более 600 экспонатов, представленных на выставке, расскажут об истории суздальских монастырей.
Большинство суздальских обителей связано с именами прославленных русских святых. Преподобная Евфросинья прославила своей подвижнической жизнью Ризположенский монастырь. С именем Александра Невского связывается основание Александровского монастыря. Св. Евфимий Суздальский был первым настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря. В Покровский монастырь была сослана первая жена Василия III Соломония Сабурова, прославленная как святая София Суздальская: В экспозиции представлены иконографические изображения суздальских святых, среди которых очень редкие на Руси - преп. Евфимия Суздальского и преп. Софии Суздальской.
Монастырь - это особый мир. Мир иноков, т.е. "иных", отличных от мирских, людей. В монастыре существуют свои законы, определенные формы общежития. Так, в экспозиции, в частности, рассказывается о том, как велось в монастырях хозяйство, о том, что монастыри были крупнейшими землевладельцами, владели тысячами крепостных крестьян. Об этом свидетельствуют копии жалованных грамот Ивана Грозного, Дмитрия Пожарского. Демонстрируются вкладные иконы, шитье (в том числе, такие уникальные произведения, как плащаница нач. XVII в. княгини Феодоры, второй жены Д. Пожарского).
В монастырях писались иконы, и в экспозиции представлен "уголок иконописца", где можно увидеть иконы из суздальских монастырей, инструменты иконописца. Кстати, ценность икон отмечал приезжавший в Суздаль Николай II. Тогда по его велению 43 произведения, "нуждающиеся в искусной чинке", были отправлены на реставрацию в Санкт-Петербург в Русский музей и таким образом были спасены от неминуемой гибели.
В монастырях создавались библиотеки, и это прекрасно показано в воссозданном интерьере книгохранилища. Монастыри были центрами просветительной и благотворительной деятельности.
20-е годы XX столетия - трагическое время для суздальских монастырей. Православные подвижники не жалели жизни во имя своей веры. Печально известна судьба настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря митрополита Серафима Чичагова, расстрелянного в 1937 г. Его участь разделили настоятельница Покровского монастыря игумения Мария Либеровская и игумен Леонтий Стасевич, настоятель Спасо-Евфимиева монастыря: И как символ поруганной веры и гибнущей России - разбитый колокол XVI в., вклад суздальского князя Горбатого в Спасо-Евфимиев монастырь.
На заре XX в. автор "Исторического описания Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря" Л. Сахаров мечтал о том времени, когда "обветшавшие здания и монастырские стены вызовут искренних почитателей отечественных святынь к возведению обители на степень прежнего процветания". И такое время пришло. Восстановленный музеем-заповедником Спасо-Евфимиев монастырь, начиная с 1968 г., когда архитектурный ансамбль был музеефицирован, посетило более 15 млн. туристов.
Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник