Виртуальный Владимир » Город Суздаль » Музеи Суздаля » Древнерусская живопись Виртуальный Владимир
Последнее обновление: 20.03.2009 12:22

отправить ссылку другу версия для печати  

Экспозиция «Древнерусская живопись» размещена на втором этаже западного корпуса Архиерейских палат Суздальского кремля в помещении Благовещенской церкви XVI в. Экспозиция была открыта в 1971 году как результат целенаправленной комплексной реставрации суздальских икон в Москве, в реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. В трёх залах экспонируются иконы XIV–XVII столетий из храмов Владимира и Суздаля. 

Открывает экспозицию икона «Богоматерь Умиление», которая датируется XIV веком. Сочетание ярких насыщенных тонов придаёт особую выразительность образу Богоматери. Иконы этого времени единичны, поскольку тяжёлый период татаро-монгольского нашествия унёс бесчисленные памятники русской культуры. 
Основу экспозиции составляют иконы XV–XVI веков из Покровского монастыря в Суздале. Живопись Владимиро-Суздальской земли достигла в это время своего расцвета, и не случайно складывающаяся московская школа живописи сознательно развивала суздальские традиции. Из иконописных мастерских Суздаля вышли иконы «Богоматерь Толгская Подкубенская», «Благовещение», «Митрополит Алексий», отмеченные особой одухотворённостью образов и изяществом пластического языка. Подлинным шедевром является икона «Покров». Образ Богоматери, осеняющей народ своим покровом, созвучен идее особого её покровительства Руси. 

С северной новгородской школой живописи соотносится икона XV века «Никола с избранными святыми». Эмоциональную напряжённость образа подчёркивает колорит, построенный на цветовых контрастах.

В XVI веке постепенно складывается единый общерусский стиль живописи, в котором определяющую роль играла московская школа. Широко распространяются житийные иконы. В традиционные сюжеты часто вносятся дополнительные подробности и иконографические мотивы. Прекрасными образцами иконописи XVI века в экспозиции являются иконы «Богоматерь Одигитрия», «Никола в житии», «Иоанн Предтеча из деисусного чина», «Благовещение». Большой интерес представляет уникальный комплекс двусторонних икон-таблеток, служивших своеобразным церковным календарём. 

Две иконы XVI века связаны с именем великого московского князя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, впоследствии – монахини суздальского Покровского монастыря. Их вкладом в этот монастырь считаются иконы «Происхождение честных древ креста» и «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония», замечательные своими художественными достоинствами и редкой иконографией. 

XVII век вносит в развитие древнерусской живописи новые черты: подчеркнутую декоративность, повествовательность, обилие деталей. Таковы иконы «Троица», «Владимир, Борис и Глеб». Во второй половине столетия в иконописи возникает интерес к реалистической трактовке образов, перспективе, объёмной моделировке ликов. В этой новой «световидной и живоподобной» манере написана икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская» (1660 г.).

Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник