Виртуальный Владимир » Город Суздаль » Музеи Суздаля » Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России) Виртуальный Владимир
Последнее обновление: 20.03.2009 11:09

отправить ссылку другу версия для печати  

25 января 2007 г., на Крещенской неделе, Владимиро-Суздальский музей-заповедник открывает новую экспозицию, связанную с этим праздником, – «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России)». Экспозиция находится в здании колокольни в Суздальском кремле. 

Иорданская сень – уникальный памятник древнерусского искусства конца XVII в. Сооружения подобного типа были хорошо известны на Руси в XVI–XVII вв. Их создание было связано с давней традицией – устройства наверший или сеней над церковными престолами, молельными местами царей, патриархов и знати, царскими тронами. 

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, над прорубью, или «иорданью», устраивался особый декоративный навес, получивший название «иорданской сени». Обряд «освящения вод» на Руси был известен с древних времён. На реку совершали крестный ход, и священник трижды опускал крест в прорубь, вырубленную во льду в виде креста. 

Вот что пишет в своих воспоминаниях замечательный краевед и старожил Суздаля Снегирёв В.М.: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь». 

Создание суздальской Иорданской сени было связано с первым Суздальским митрополитом Иларионом. Так сообщается в «Житии преосвященного Илариона митрополита суздальского» об изготовлении, именно по его указанию, этого сооружения: «…содела же и хоругви великия и высокие образцом хитростным и удивительным о пяти главах со крестами позлащенными, именуется Иордань, – якобы наподобие церкви». 

Иларион (в миру Иван Ананьев, 1631–1707 гг.) был первым Суздальским митрополитом с 1682 г. по 1707 г. Он являлся духовником царя Феодора Алексеевича, поддерживал предпринятое патриархом Никоном исправление церковных книг. В годы его служения на митрополичьей кафедре в Суздале произведена перестройка Рождественского собора, возведён величественный иконостас, завершено строительство Архиерейского дома с роскошной Крестовой палатой, в Суздальской епархии построено около семидесяти церквей. Иларион похоронен в Рождественском соборе Суздаля и является местночтимым святым (память 14/27 декабря). 

Иорданская сень ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из сосновых брёвен и обтёсанных топором. Сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырёх круглых резных столбах. Высота шатра – 8,5 метров. Навес окружён оградой с четырьмя воротами с килевидными арками. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки. На основных деталях шатра буквами обозначены стороны света. 

Сень и ограда расписаны темперными красками, «травами»: орнаментом из сплетённых ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII в. не сохранились на кокошниках сени, в настоящее время они покрыты масляной живописью XIX в., представляющей сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель. 

Иорданская сень была реставрирована музейными реставраторами в 1969–1973 гг. и в 2005–2006 гг. 

В настоящее время Иорданская сень – это единственный сохранившийся памятник подобного рода.

Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник