Виртуальный Владимир » Город Суздаль » Музеи Суздаля » Фрески Гурия Никитина Виртуальный Владимир
Последнее обновление: 20.03.2009 12:53

отправить ссылку другу версия для печати  

Стены Спасо-Преображенского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров. Художники работали под руководством прославленного Гурия Никитина - "живописца 1-ой статьи", кого приглашали цари и патриархи, митрополиты и посадские люди украшать храмы Москвы, Ростова, Ярославля, Вологды... 

В XIX веке росписи были поновлены. Последнее и одно из самых совершенных творений Гурия Никитина долгое время было скрыто под более поздними росписями. С начала 1970-х годов начались работы по раскрытию первоначальной живописи. И почти тридцать лет понадобилось реставраторам, работавшим под руководством лауреата Государственной премии России А.П. Некрасова, чтобы возродить "стенное письмо" великого русского живописца. В настоящее время большая часть фресок полностью раскрыта от поздних записей. 

Стенопись Спасо-Преображенского собора по составу циклов близка росписи собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Главная тема росписей, размещенных в четыре яруса на стенах собора - прославление Христа в его человеческом и божественном естестве. Большое место отведено чудесам, совершенным Христом, и притчам, в которых речь идет о милосердии и любви (притча о блудном сыне, о милосердном самарянине). В центральном куполе - традиционная для костромских мастеров композиция "Отечество". На столпах изображены святые, среди них фигуры русских царей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. При входе в собор помещена композиция "Древо Иессеево", слева от портала - фигура суздальского святого Евфимия.

Выразительное колористическое звучание стенописи построено на сочетании бирюзовых, малиновых, золотистых тонов. Мастера создали живописный ансамбль, проникнутый цветовой гармонией, органично сочетающийся с архитектурными формами. В сложных многофигурных композициях, орнаментах одежд, обилии деталей отразился свойственный русскому искусству XVII в. вкус к декоративному "узорочью".

Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. Они показывают различные сцены жития святого, в том числе - выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник