История Суздаля
Первое упоминание о Суздале в летописи относится к 1024 году и имело место в связи с крестьянским восстанием, прокатившемся «по всей той земле». К XI веку уже началась христианизация этого края и проникновение сюда новой христианской религии (до этого население было языческим).
На рубеже XI-XII веков строится город-крепость (то есть Кремль, укрепленное место). На рубеже XI–XII веков строится город-крепость (то есть Кремль, укреплённое место). Его строят в излучине реки Каменки, где с западной стороны естественной преградой является река, а с восточной, открытой, стороны выкапывается искусственный ров. Сверху насыпаны земляные валы, поверх которых были поставлены деревянные стены и башни. Кремлёвские валы и ров сохраняются до настоящего времени, являясь древнейшей достопримечательностью города.
Здесь же, в Кремле, мастерами киевского князя Владимира Мономаха строится древнейший собор в честь Успения Божией Матери. Он датируется XI–XII веками.
В XI веке к западу от Кремля (крепости) строится первый монастырь в честь Дмитрия Солунского. Вероятно, в XII веке возникает монастырь Козьмы и Демьяна.
К востоку от Кремля развивается посад (от слова «посадить»), где жили ремесленники, торговцы. Посад также был укреплен валами и «острогом», тыном. Вокруг посада вырастали слободы.
Все древние части города хорошо сохранились до наших дней. Суздаль – один из редких городов, сохранивших первоначальную планировку.
В Кремле в 1222–1225 годах на месте разрушенного Успенского собора XI века строится собор Рождества Богородицы, древнейший памятник архитектуры Суздаля, один из шедевров белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси XII–XIII веков.
Расцвет культуры и искусства Северо-Востока Руси в начале XIII века был прерван монголо-татарским нашествием. Зимой 1238 г. город был взят и сожжён татарами.
В XIV веке возникает новое политическое образование – Суздальско-Нижегородское княжество. Суздальские князья чеканят свою монету, что говорит об экономической силе княжества.
В XIV веке возникают два новых монастыря. В 1352 г. – Спасский, в 1364 г. – Покровский. В более позднее время (XVI–XVIII вв.) именно в этих монастырях ведётся крупное каменное строительство. В настоящее время ансамбли этих монастырей привлекают (наряду с ансамблем Кремля и многочисленными городскими церквами) многочисленных туристов.
В политическом отношении в конце XV века Суздаль теряет свою независимость и входит в состав Московского государства.
С середины XIV века до конца XVIII века Суздаль – центр епархии. Резиденция владыки находится на территории Кремля. Здесь суздальские архиереи строят в XVI–XVIII веках каменные Архиерейские палаты, памятник гражданской архитектуры с редкой для своего времени парадной Крестовой палатой.
Суздальские монастыри владели многочисленными вотчинами, быстро богатели за счёт использования труда крестьян, а также за счёт вкладов представителей наиболее состоятельной части общества. Вклады – царские, боярские, княжеские – отразили своё время и сейчас представляют интерес как образцы древнерусского искусства.
В начале XVII века, в эпоху Смуты, Суздаль был разграблен, и потребовалось много сил для восстановления экономики города. Необходимо отметить, что после польско-литовского разорения город больше не подвергался разрушительным войнам, то есть имел 400 лет относительно спокойной жизни.
Значительный урон Суздаль понёс во время пожара 1719 г. На месте сгоревших деревянных церквей строятся каменные, многие из которых сохраняются до настоящего времени.
С конца XVIII века церковная жизнь в городе замирает: владыка переезжает во Владимир. Суздаль становится уездным городом Владимирской губернии.
Жизнь в городе была неспешной. Горожане традиционно занимаются садоводством и огородничеством, ведут среднюю и мелкую торговлю. Промышленность невелика: в основном текстильная и обрабатывающая – переработка сельскохозяйственной продукции. В середине XIX века город минует Московско-Нижегородская железная дорога. Объективно это способствует сохранению ансамбля памятников древнерусской архитектуры.
В XX веке город не растёт и не развивается, он по-прежнему интересен своей древней историей и памятниками, что делает Суздаль неизменно привлекательным для туристов и путешественников.
Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник