Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий (XV-XVIII вв.). Первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки появились в XV в. вблизи Рождественского собора. В XVI в. чуть поодаль построили Благовещенскую трапезную церковь. В 1635 г. напротив собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром и часами-курантами, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. Но наиболее серьезные перестройки, радикально изменившие облик архиерейского двора, совершились при Иларионе (1682-1707), получившем титул митрополита ради «древнего суздальского княжения» и благочестивой жизни. Митрополит Иларион фактически заново создал сложный, стилистически богатый архитектурный ансамбль.
Архиерейский дом - огромный, внушительный, сложной планировки - удачно сочетает в себе камерную прихотливость «хоромного строения» с регулярной геометрией, размахом и «светлостью» дворцовых палат нового времени. Старое строение XV в. входит в плоть углового, юго-восточного корпуса. Северный корпус Крестовой палаты, надвое разделивший обширный двор, построен заново при Иларионе.
Крестовая палата - парадная зала архиерейского обихода - составляет композиционный и событийный центр ансамбля. Её отличают огромные размеры - площадь в 338 кв. м, девятиметровая высота бесстолпного свода, о котором очевидец с восхищением писал: «Един без столпов содержится неколебим»; торжественная двухмаршевая лестница, просторные «сени», большие и высокие окна с двух сторон. Всем своим обликом и устройством Крестовая палата выходит за пределы традиционного древнерусского зодчества, приближаясь к европейскому стилю. Импозантный северный корпус под углом соединяется с более ранними зданиями. С внутренней стороны это трапезная церковь, восстановленная в формах XVI в. - с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с одностолпной трапезной палатой, с живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром. Подобное же крыльцо оформляет вход со стороны колокольни. Колокольня соединяется с угловым корпусом удивительной по красоте галереей на арках. Весь ансамбль многим обязан реставраторам, но эта галерея - в особенности. Остроумно восстановленная на основании археологических находок, она придаёт грандиозному замыслу Илариона законченный вид.
Весь ансамбль архиерейского двора - владения Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник