Сколько времени занимает регистрация ИП и какие могут возникнуть сложности
Предпринимательством называется любая деятельность за исключением работы по трудовому договору, результат которой — систематическое получение прибыли. Сюда относится продажа товаров, оказание услуг, выполнение работ и распоряжение имуществом. Чтобы создать фирму и вести бизнес легально, нужно получить статус индивидуального предпринимателя.
Регистрация ИП осуществляется в налоговой. Эта процедура проще, чем открытие ООО. Документы можно подать лично в отделении или онлайн через специальные сервисы (если есть электронная подпись).
Физическому лицу необходимо подать в налоговую заявление по форме Р21001. Проверить, правильно ли оно заполнено, можно на сайте налоговой с помощью сервиса «Подготовка документов к государственной регистрации». При наличии ошибок система подскажет, как их устранить.
Если имеется квалифицированная электронная подпись (КЭП), статус индивидуального предпринимателя можно получить не выходя из дома:
- на сайте налоговой через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса»,
- на Госуслугах,
- на цифровой платформе поддержки предпринимателей мсп.рф,
- на сайте Альфа-Банка.
Альфа-Банк помогает своим клиентам заполнить и отправить заявление, а также бесплатно выпускает КЭП. Другие преимущества удалённой регистрации:
- нет государственной пошлины;
- не нужно тратить время на посещение налоговой;
- предусмотрено создание заявления по форме № 26.2-1 (Р1150001), если фирма планирует работать на упрощёнке;
- бесплатное открытие и обслуживание расчётного счёта для бизнеса;
- удобное мобильное приложение и интернет-банкинг;
- возможность внесения изменений в ЕГРИП без посещения налоговой;
- подключение онлайн-сервиса для ведения бухгалтерского и налогового учёта.
При отсутствии электронной подписи и если не получается лично подать документы в налоговую, придётся воспользоваться услугами нотариуса или отправить заявление заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения (нужно приложить копию квитанции об уплате госпошлины).
Регистрация ИП независимо от способа представления документов занимает до пяти рабочих дней. Если заявление было подано онлайн, подтверждение постановки на учёт придёт на электронную почту. Если документы подавались лично, выписку из ЕГНИП нужно забрать в налоговой.
Наиболее распространённые причины:
- у гражданина недействителен паспорт;
- заявление заполнено неправильно или допущены ошибки/опечатки: например, есть задвоенные пробелы или использованы неверные сокращения слов;
- в заявлении указаны недостоверные сведения;
- заявление подал недееспособный гражданин (или частично ограниченный в дееспособности), военнослужащий, госслужащий или сотрудник спецслужб;
- выбраны коды ОКВЭД, которые подходят только юридическим лицам;
- гражданин по решению суда был лишён права осуществлять предпринимательскую деятельность и срок наказания ещё не истёк;
- заявление подписано третьим лицом, не имеющим на это полномочий;
- гражданин уже занимался предпринимательством и это привело к банкротству (решение суда вынесено менее пяти лет назад).
Если вы считаете, что налоговая неправомерно отказала в постановке на учёт, нужно подать жалобу начальнику отделения (это можно сделать лично или онлайн). В случае повторного отказа решение в течение трёх месяцев можно самостоятельно обжаловать в вышестоящей инспекции.